10:00, 14 апреля 2022, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
На последней сессии депутаты БГК приняли два определяющих работу общественного транспорта документа: правила организации пассажирских перевозок в столице и порядок проведения конкурсов по определению автоперевозчика для обслуживания регулярных автобусных маршрутов столицы. Что теперь изменится, 24.kg рассказал директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии Бишкека Максат Нусувалиев.
— Принятые документы были нужны, как вы говорили на обсуждении, еще и для внедрения электронного билетирования. Теперь оплата в общественном транспорте станет полностью безналичной?
— В муниципальном транспорте да. В скором времени в них будут доступны только электронные виды платежей.
Вы знаете, в 2019 году началось внедрение системы безналичной оплаты платежей «Тулпар», но до конца процесс не был завершен. Фактически она работала для льготных категорий граждан, а среди горожан, к ним не относящимся, популярностью не пользовалась.
Но такую систему необходимо было давно внедрить, потому что мы не знаем элементарно, сколько перевозят предприятия пассажиров в год. Мы выплачиваем муниципальным предприятиям субсидии за льготников, но фактически не знаем, сколько они перевозят. Сегодня их число определяется на основании хронометража раз в год.
Этот метод сохранился еще с советских времен. Специалисты садятся в автобус или троллейбус и в течение дня ездят по маршруту и считают, сколько село детей, лиц с инвалидностью, пенсионеров и других. Потом все это умножалось на 365 дней, и отсюда выводилась сумма субсидий. Но такой способ не позволяет получить достоверную информацию, а это напрямую касается бюджета столицы.
С внедрением же электронного билетирования у нас будут реальные данные, и мы сможем субсидировать по факту реально перевезенных льготников. Переход на безналичный расчет будем делать поэтапно, чтобы не создавать неудобства для горожан.
Рассчитываем, что на это понадобится три месяца, после чего будет только безналичная оплата.
Максат Нусувалиев
Водителям будем запрещать принимать наличные за проезд, только за реализацию карт «Тулпар».
— В частном транспорте тоже будут валидаторы? В положении о распределении маршрутов указано такое требование. Но многие водители относятся к нему отрицательно, так как это дополнительные расходы.
— В маршрутках, вы правы, будет сложно внедрить. Но постепенно к этому мы придем. Мэрия тоже не остается в стороне, переговорили с партнерами — представителями «Тулпар». Они готовы предоставить определенное количество валидаторов в кредит, например. Что это дает водителям микроавтобусов? Если они будут перевозить через эту систему, то уже не будут отвлекаться от вождения, чтобы считать деньги, давать сдачу. Средства им будут переводиться на следующий день утром.
— Как-то стимулировать водителей маршруток муниципалитет будет? Возможно, субсидировать за перевозку льготников, школьников? Вряд ли они будут рады тому, что их доходы будут прозрачными, к тому же за работу будут получать не сразу наличными, а на следующий день переводом.
— Думаю, что будет определенное сопротивление, многие будут не согласны. Но в любом случае мы должны идти вперед. Я уверен, что большинство горожан не устраивает сегодняшнее состояние транспортного сектора в Бишкеке. Они хотят ездить в большеместных новых автобусах.
Уже приходят инвесторы, как местные, так и иностранные, которые бы хотели зайти на рынок. Но многих из них не устраивает, что у водителей есть возможность часть прибыли оставлять себе, что нет прозрачности платежей.
Максат Нусувалиев
А для инвестора важно видеть реальный пассажиропоток, сколько он заработал. И уже исходя из доходов они смогут планировать свои расходы: заработная плата, обновление парка и так далее. Им выгоднее сделать прозрачную систему, получать прибыль и увеличить заработную плату водителям.
Что касается субсидирования частников, мы сейчас изучаем вопрос, так как это требует больших бюджетных затрат. Будем встречаться и с перевозчиками, обсуждать. Они наши партнеры долгое время, когда мэрия не могла купить автобусы, обеспечить горожан транспортом, решали эту проблему. И сейчас не должны относиться к ним, как к врагам.
Уверен, что принятие положений даст стимул и для фирм-перевозчиков улучшать качество предоставляемых услуг. Маршруты будут распределяться по конкурсу, в положении прописаны требования для участников. В случае победы перевозчик будет знать, что линия закрепляется за ним на пять лет (с возможностью продления). Он будет уверен в завтрашнем дне, будет готов привезти новые автобусы. Для этого может объединиться с другими перевозчиками. Принятие положения о конкурсе дает им возможность закупать технику в лизинг, кредит. У них открываются новые возможности.
— Не кажется ли вам, что требования к участникам все же завышены и победителей просто не будет?
— Там есть шкала требований по присуждению баллов по каждому пункту. Мы будем отбирать самый лучший вариант.
— В прошлый раз проведение конкурсов приостановили из-за судебных исков перевозчиков, не согласных с отдельными требованиями положения. Не боитесь повторения?
— Конечно, есть недовольные. Почему? Сейчас на транспортном рынке монополия фирм-перевозчиков, и они не пускают новых игроков.
Но сектор должен развиваться, улучшаться условия перевозки.
Максат Нусувалиев
На встречах представители некоторых фирм говорили, что будут опротестовывать, что идет прямое противоречие законодательству и нормативно-правовым актам. Но когда стал спрашивать, где именно идет противоречие, то никто не смог сказать.
— Приняли положение, а что дальше? Когда планируете провести первый конкурс?
— Вся процедура прописана. В течение месяца планируем создать конкурсную комиссию. С Минфином подготовим платформу для проведения конкурса, предварительно согласие департамента госзакупок у нас есть. Им надо немного видоизменить их систему, по их словам, это не должно занять много времени.
— А маршруты уже разработали?
— Сегодня в столице есть 101 действующая схема. Но в то же время ни у одного перевозчика нет актуального договора, есть временное закрепление или пролонгированное еще с 2017 года до проведения конкурса. Так что мы как минимум на эти маршруты должны провести конкурсы.
Есть и новые схемы. Мы ждем муниципальный транспорт, чтобы отдать им их.
Повторюсь: горожане должны получить хороший, качественный транспорт. Мы не должны постоянно ездить в маршрутках.