Учиться не хотят, не могут и не умеют. Как вернуть школьникам интерес к урокам

10:00, 15 марта 2022, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД

В школах заканчивается третья четверть. Последние недели даются некоторым особенно непросто. Многие родители жалуются на отсутствие у детей интереса к учебе. На уме одни гаджеты, компьютер да телевизор. Как зависимость от смартфонов влияет на успеваемость учащихся и почему нельзя заставлять ребенка делать домашнее задание? Об этом 24.kg рассказала клинический психолог, детский нейропсихолог Лариса Соломянина.

— Лариса Сергеевна, какая связь между тягой к гаджетам и нежеланием учиться?

— Вы верно заметили: сейчас дети в основном «сидят» в телефонах, поэтому у них развиваются совершенно другие участки мозга, зрительные анализаторы. Когда долго смотришь на яркий мерцающий экран, черно-белый неподвижный текст становится трудно понятен. Учиться становится сложнее. А если сложно, то у любого ребенка включается психологическая защита, он начинает избегать занятия.

Я работаю с таким контингентом, провожу полную диагностику и вижу: многие дети просто не тянут программу. Некоторые родители устраивают детей с задержкой психического развития в гимназии и не хотят слышать советов, ставят престиж и свои амбиции выше возможностей ребенка.

Часто в основе задержки развития лежит социально-педагогическая запущенность. Сейчас много таких ребят.

После пандемии коронавируса ситуация с успеваемостью еще больше ухудшилась. За время дистанционного обучения произошел серьезный откат.

Шестиклассники не могут решить примеры за четвертый класс. Программу гонят вперед, дети недопонимают, соответственно, им становится не интересно, пропадает желание учиться. Это самая большая проблема.

— С какими вопросами к вам обращаются родители?

— Недавно привели подростка, у которого резко снизилась успеваемость после перевода в другую школу. Мальчик попал под прессинг: с одной стороны учителя давят, с другой — родители. У любого нормального ребенка переход в другое учебное заведение вызывает стресс, необходим период адаптации от 1,5 месяца до 1,5 года, в зависимости от состояния нервной системы. А оно у многих детей сейчас очень слабое. Нужно понимать, что в стрессовом, тревожном состоянии умственные способности блокируются.

Был подросток, который вообще год в школу не ходил. Просто не хотел, не было мотивации. Начала с ним заниматься, беседовать, через какое-то время ребенок пошел в учебное заведение, сначала через день, потом чаще. Наши с ним занятия вызвали интерес к учебе. Ребята должны быть эмоционально задействованы в обучении, чтобы стало интересно, тогда они запомнят пройденный материал.

— К сожалению, не на всех уроках интересно.

— Проблема в том, что учителя у нас в основном эмоционально выгоревшие, ведут по две смены из-за мизерной зарплаты. Поэтому часто относятся к ученикам некорректно, кричат на них. В такой атмосфере желание учиться пропадает. В этой ситуации, конечно, виноваты взрослые.

Но нельзя забывать, что все дети берут пример поведения с родителей, в семье. Если дома никто в руки книг не берет, то как они могут заставить ребенка?

— Вы сказали о трудностях восприятия черно-белого текста. Что же тогда делать?

— Убрать гаджеты и выдавать их максимум на час в день, проблема исчезнет. Но когда говоришь об этом родителям, они возмущаются: ребенок же кричать будет, психовать. Значит, он уже привык легко манипулировать родителями.

Научно доказано: гаджеты отупляют, уровень интеллекта снижается, дети думают шаблонами, воображение у них не развивается вообще.

Даю задание на воображение — придумать не могут, ни младшие школьники, ни старшие. Элементарно — нарисовать из круга или квадрата какой-то предмет. Не могут сообразить, на что похоже, ассоциативное мышление не развито.

— Многие уже не мыслят свою жизнь без смартфона в руках...

— От любой зависимости непросто избавиться. Тут обязательно нужна альтернатива. Например, дворовые игры. Если дети не умеют играть, то нужно показать им пример, научить, и тогда их домой не загонишь. Тут взрослым придется уделить время, а сейчас гаджеты стали няньками для детей. Ребенок дома, в поле зрения и ладно. В таких условиях идет эмоциональная депривация. Дети практически не общаются с родителями, недополучают энергии, эмоций, внимания. Любые неудовлетворенные эмоциональные потребности в будущем приводят к личностным проблемам, в том числе к наркомании и алкоголизму.

Всегда нужно помнить: ребенок — это продукт семьи. Если что-то не в порядке с ребенком, значит, что-то не в порядке с семьей. Взрослые это иногда не понимают.

— Чем чревато, если постоянно заставлять ребенка садиться за уроки?

— Неврозом. Его первые признаки — грызут ногти, дергают волосы, начинаются тик, энурез.

Не заставлять надо, а заинтересовать, показать, что это интересно. Запах апельсинов, мандаринов, к примеру, активизирует деятельность мозга. Перед выполнением домашнего задания почистили апельсинку, положили кожурку рядом, сделал уроки — съел апельсинку. На подсознательном уровне откладываются положительные эмоции.

— Апельсинами детей нынче не удивишь. Что может быть стимулом, мотивацией к учебе? Не для галочки, когда списал домашнюю работу из интернета и забыл все, а чтобы по-настоящему получали знания?

—До подростка нужно донести, для чего ему нужна учеба. В наше время, конечно, было проще: не будешь учиться — станешь дворником. Сейчас же какие-то абсолютно безграмотные блогеры из YouTube зарабатывают больше академиков.

У ребенка должен быть кто-то в авторитете, на кого равняться. В советское время кумирами были, например, герои литературные. Вышла книга «Тимур и его команда», не одно поколение на ней выросло. Она учила добру, взаимопомощи, выручке. Комсомол, пионерия тоже давали какие-то критерии ценностей. Сейчас нет такой идеологии, к сожалению, а детям она очень нужна. У современных ребят критерии ценностей одни — деньги. Но не в деньгах ведь счастье.

Поскольку государство не занимается духовным развитием детей, этим должны заниматься родители. Воспитание, закладка моральных ценностей идут с семьи. А семья — это ячейка общества. Хочешь изменений, начни с себя.

— До конца учебного года осталось немного. Как подростку набраться сил для последнего рывка?

В первую очередь нужно наладить режим дня. Нервная система восстанавливается всего два часа — с 22.00 до 00.00, в это время нужно спать.

Я даже студентам говорю: поспите до полуночи, потом хоть всю ночь занимайтесь. Но сейчас даже некоторые дошкольники не спят в это время. Просыпаются утром разбитые, где сил взять?

Поэтому нужно строго следить за режимом, делать утреннюю зарядку. Дети обязательно должны гулять на улице. В играх, в движении они наполняются энергией. Важен любительский спорт два-три раза в неделю. За энергию отвечает стволовой мозг, а его дисфункция корректируется только через физические упражнения. Можно подключить массаж и дыхательные упражнения (вдох, задержка дыхания, выдох). Это насыщает головной мозг кислородом, в результате улучшается внимание. Не забывайте и про правильное питание, мороженые ягоды полезны, бананы, витамины группы В.