06:12
USD 69.46
EUR 79.16
RUB 1.04

Рихард Шиссл: Администрации должны все решать с жителями городов

Некоторые рецепты немецкого специалиста по решению финансовых и прочих проблем небольших городов.

Насколько эффективны фонды развития регионов, спонсируемые иностранными компаниями? Почему за рубежом граждане добровольно взваливают на себя ответственность за благополучие собственных городов? Об этом - в интервью с руководителем отдела экономики, культуры и управления мэрии Кемптена (Германия) Рихардом Шисслом, посетившим Бишкек.

- Насколько корректно сравнивать положение кыргызских и немецких городов?

- На самом деле немецкие муниципалитеты решают те же задачи, что и другие: создание приличных социально-экономических условий для жителей. А это возможно только через развитие бизнеса, создание рабочих мест. В настоящее время в Германии сложилась такая ситуация, что муниципалитеты конкурируют за привлечение бизнеса не только между землями, но и с другими странами. Сначала в Юго-Восточную Азию с ее безработицей и низкой заработной платой «перекочевала» текстильная индустрия, сейчас – изготовление компьютеров. Противостоять Вьетнаму и Камбодже может только успешная работа администрации, обеспечивающая безопасность и надежность работы частного сектора. В ее руках такие инструменты, как льготы по налогообложению и выделению земель, создание условий для формирования высококвалифицированной рабочей силы. Ну и, конечно, большую роль имеет противодействие коррупции, чтобы бизнес не зависел от бюрократических проволочек и не тратился на взятки и «откаты».

- Это касается не только больших городов, но и сел или даже маленьких поселков?

- У маленьких городов могут быть преимущества перед  большими в ценах – тарифах на землю, налогах и прочем. Я сам из небольшого города с населением в 65 тысяч человек, и мы постоянно боремся за то, чтобы предприятия к нам пришли и, самое главное, остались. Главное - правильно оценить ресурсы. Их обычно достаточно, надо только провести инвентаризацию. Есть муниципальные земли, здания, которые не используются. Все это, как и лучшую инфраструктуру (участки возле трасс, высокоскоростной Интернет), нужно предоставлять бизнесу.

Еще один путь – стимулирование жителей к ведению бизнеса. Всегда есть «недооцененные таланты», в том числе из сферы услуг: кто-то хорошо печет, готовит и так далее. Надо создавать льготные условия и для них, по возможности комплексно. Например, не просто отдать пустующее помещение под кафе, но и помочь построить рядом игровую площадку. У предпринимателя появятся работники, потом еще и еще… Это и есть создание рабочих мест. Это взращивание бизнеса изнутри, а не привлечение извне.

Еще один способ - правда, дорогостоящий - объединяться на региональном уровне для выработки единой маркетинговой стратегии. Например, Кемптен объединился с соседними муниципалитетами, и в настоящее время мы продвигаем район Альгой, а не сам Кемптен.

- В Кыргызстане существуют фонды регионального развития, которые создаются крупными предприятиями специально для развития территорий, где они работают. Сейчас наметилась тенденция тратить средства фондов на социальные проекты. Есть мнение, что это увеличение пассивов, а не активов муниципалитетов…

- Зачастую такие вложения отнюдь не пассив, а настоящие инвестиции в человеческие ресурсы, которые сполна окупятся. Вопрос, как расходовать деньги, всегда вызывает массу споров. Здесь самое главное – принимать решения в ходе обсуждений, интенсивного диалога с гражданами. И решения могут быть очень разными по различным фондам. Готового рецепта нет, сам рад бы узнать такой.

- Вот мы и добрались до взаимодействия с гражданами…

- Да, активное участие граждан - компонент устойчивого развития городов. Оно идет в нескольких направлениях: прежде всего - полноценная уплата налогов (и получение в ответ на это взаимных муниципальных и государственных услуг) и участие в принятии решений на уровне города и регионов. Администрация не сама решает, а только в диалоге с жителями, и это краеугольный камень всего. Но есть у нас и добровольная общественная нагрузка, насчитывающая долгую традицию. Многие функции в Баварии – по обеспечению противопожарной безопасности, сохранению и развитию культурного наследия и так далее – выполняются жителями добровольно. Процент общественного участия и в Баварии, и в Кемптене, в частности, очень высок. Люди сами приходят в администрацию, предлагают помощь. Пенсионеры-учителя ведут занятия для желающих, например. Сейчас многие добровольно помогают с приемом беженцев. Они приносят одежду, игрушки, учат детей беженцев немецкому языку и берут их с собой на пикники. Кто-то берется за охрану правопорядка. Желающих так много, что приходится отказывать.

- Точечная застройка, захват земель и дорожные пробки… Эти темы злободневны для Бишкека. Но если по разгрузке улиц у мэрии есть определенный план, то с архитектурным хаосом непонятно, что делать…

- Я видел Бишкек мельком, но, например, меры по разгрузке улиц не вновь изобретенные, а применяемые в ряде городов. Мое личное мнение: необходимо повысить плату за парковку. Или ввести, если ее нет. Что касается неконтролируемого строительства, то мы больше сталкиваемся с нелегальным строительством. В таких случаях обращаемся в суд (и в 95 процентах выигрываем, так как в мэрии работают очень сильные юристы) и принимаем меры, вплоть до сноса зданий. Хотя, конечно, достаточно много случаев досудебного урегулирования. Самое главное в развитии и отдельного муниципалитета, и государства в целом – чтобы законы работали. Законы принимаются для того, чтобы их соблюдали.

Популярные новости
Бизнес