Доведенные до грани. Госпредприятия, которые хочет продать кабмин

19:05, 14 мая 2021, Бишкек - 24.kg , Юрий КОПЫТИН

В Кыргызстане началась подготовка к приватизации государственного имущества. Планируется, что большую его часть продадут, а оставшееся передадут на баланс министерств и ведомств.

ФУГИ показал журналистам часть расположенных в Бишкеке предприятий, которые, по его мнению, утратили свою рентабельность. Забегая вперед, скажем, что на самих объектах считают иначе и с перспективой уйти с молотка не согласны.

Старейший автовокзал Бишкека и не только

Первой точкой в маршруте стал Восточный автовокзал Бишкека. Построенный в 1962 году объект — памятник истории и архитектуры. До 2018-го он, как и все государственные автовокзалы, был отдельным предприятием. Три года назад их объединили в госпредприятие «Кыргыз автобекети».

За два последних года руководству ГП удалось поднять ежегодный доход с 78 миллионов до 95 миллионов сомов, десять из которых — чистая прибыль.

Но, несмотря на это, в списках ФУГИ оно числится как убыточное.

24.kg. Восточный автовокзал Бишкека
24.kg. Восточный автовокзал Бишкека
24.kg. Восточный автовокзал Бишкека
24.kg. Восточный автовокзал Бишкека
24.kg. Восточный автовокзал Бишкека
24.kg. Восточный автовокзал Бишкека
«Я не знаю, как мы оказались в этих списках. Да, в связи с пандемией в прошлом году с марта по июнь мы были вынуждены приостановить свою деятельность. Некоторые ограничительные меры действуют и по сей день. По этим причинам по итогам прошлого года произошло выпадение доходной части на 40-45 процентов. В денежном выражении мы потеряли свыше 40 миллионов сомов. Но этот процесс от нас не зависел», — говорит генеральный директор ГП «Кыргыз автобекети» Максат Жумабаев.

По его мнению, чиновники, рассматривая будущее одной из самых перспективных сфер — транспортных перевозок, не видят ее очевидных проблем, главная из которых — отсутствие у государства собственного автопарка.

«Своего транспорта для перевозки у нас нет. Закон разграничивает эти функции и запрещает нам заниматься деятельностью по перевозке пассажиров. Хотя частники этот запрет обходят, оформляя два ОсОО — одно как перевозчика, другое как вокзал.

Если бы внесли изменение в законы и дали нам такую возможность, мы бы в разы увеличили прибыль.

Пока же мы вынуждены привлекать частников и работать с ними по договору. Вся основная прибыль уходит им. Например, если билет стоит 100 сомов, то мы получаем из этой суммы только 12 сомов», — заключает Максат Жумабаев.

В 2019 году в госпредприятии инициировали проект комплексного развития автовокзалов. Изучили опыт других государств и предложили проект по модернизации и расширению функций объектов. Но инициатива зависла в воздухе.

Уникальная лаборатория может исчезнуть

Следующая точка пресс-тура — одно из подразделений госпредприятия «Центральная лаборатория» — участок по подготовке проб для лабораторных исследований. Уникальный комплекс, построенный еще в 1940 году, занимается анализом полезных ископаемых Кыргызстана. Большинство разрабатываемых сегодня залежей были найдены с его помощью.

Отметим, что покосившееся от времени здание главные управленцы госимуществом с первой попытки найти не смогли. Благо сотрудники лаборатории сами вышли им навстречу. Новость о том, что они могут попасть под приватизацию, здесь также восприняли с удивлением.

24.kg. ГП «Центральная лаборатория»
24.kg. ГП «Центральная лаборатория»
24.kg. ГП «Центральная лаборатория»
24.kg. ГП «Центральная лаборатория»
24.kg. ГП «Центральная лаборатория»
24.kg. ГП «Центральная лаборатория»
24.kg. ГП «Центральная лаборатория»
«Не знаю, кто так считает и кто надумал нас приватизировать. Но со стороны государства за все эти годы никакие меры по нашему поддержанию и развитию не принимались.

Мы из бюджета не получили ни тыйына. Находимся на самофинансировании.

В среднем в год наш доход составляет 20 миллионов сомов», — говорит замдиректора госпредприятия Айжамал Орозалиева.

В прошлом году работу лаборатории, как и многих других предприятий, подкосили пандемия и социальные потрясения. Горнодобывающие компании в массе своей были вынуждены приостановить разработки. Заказов почти не было.

«Мы надеемся на поддержку хотя бы на законодательном уровне. Например, на внесение изменений в законы и нормативные акты с тем, чтобы частные горнодобывающие компании перед вывозом за рубеж руд и концентратов проходили у нас обязательный контроль. Пока же они делают это в частных лабораториях, в результатах которых можно сомневаться. А так государство получило бы гарантию, что вывозимое соответствует заявленному, а мы — дальнейшее развитие. Я считаю, что Кыргызстан вправе и должен контролировать свои богатства», — заключила Айжамал Орозалиева.

Отметим, что в служебной записке ФУГИ перспектива сохранения единственной в своем роде гослаборатории описана так: «После вхождения Кыргызской Республики в состав ЕАЭС идет постепенное улучшение оснащенности оборудования лабораторий. Следовательно, со временем материально-техническая база лабораторий улучшится». На бумаге выглядит красиво, на деле — нет.

Под вопросом находятся и новые предприятия

Третий пункт — офис государственного предприятия «Таможенная инфраструктура».

Предприятие было создано в 2012 году решением правительства. Основная цель — развитие материальной базы Таможенной службы и оказание околотаможенных услуг — от хранения изъятой контрабанды до помощи в оформлении документов. Обслуживает крупнейшие компании Кыргызстана.

«За все время работы мы были прибыльным предприятием. В среднем приносили от 1,5 до 2 миллионов сомов годовой прибыли. Но в прошлом году из-за закрытия границ мы завершили финансовый год с отрицательными результатами. Однако у нас есть план, по которому мы покроем убытки и выйдем на значительную прибыль», — говорит директор ГП Давид Акимбаев.

24.kg. ГП «Таможенная инфраструктура»
24.kg. ГП «Таможенная инфраструктура»
24.kg. ГП «Таможенная инфраструктура»
24.kg. ГП «Таможенная инфраструктура»
24.kg. ГП «Таможенная инфраструктура»
Сейчас госпредприятие занято разработкой стратегических проектов — созданием торговых площадок между странами ЕАЭС, Узбекистаном и Китаем. Несмотря на то что работает оно в условиях большой конкуренции, все равно остается у бизнеса в приоритете.

Напрочь убитая оборонная промышленность

Организованный Фондом государственного имущества пресс-тур завершается на одном из самых крупных и старейших промышленных предприятий Бишкека — заводе имени Ленина. В 1941 году он был эвакуирован из Луганска. На 70 гектарах земли расположены цеха, которые в свое время обеспечивали продукцией военного и гражданского назначения республики Советского Союза.

24.kg. Бишкекский машиностроительный завод
24.kg. Бишкекский машиностроительный завод
24.kg. Бишкекский машиностроительный завод
24.kg. Бишкекский машиностроительный завод
24.kg

Для того чтобы понять, в каком плачевном состоянии находится завод сегодня, достаточно озвучить две цифры.

В советское время здесь работало больше 30 тысяч человек, сегодня — не больше 300.

На территории соседствуют два предприятия — Бишкекский машиностроительный завод и Бишкекский штамповочный завод. У первого дела — хуже не представишь.

«Фактически мы находимся на грани банкротства. Задолженность перед государством составляет порядка 200 миллионов сомов. Из 100 процентов мощностей в лучшем случае задействована треть. Часть цехов работает или сдается в аренду — большинство простаивает», — говорит председатель правления АО «БМЗ» Бактыбек Бекболотов.

За эти годы руководству завода, по их словам, поступало немало предложений. В том числе отдать часть территорий под строительство торговых центров.

«Эта территория и коммуникации изначально задумывались и предназначались для оборонной промышленности. Хочется верить, что государство сможет ее сохранить. Если в 80-ю годовщину завода имени Ленина мы начнем его распродавать, история нам этого не простит», — заключает Бактыбек Бекболотов.

Руководство завода ведет переговоры с инвесторами, но в прославившийся революциями Кыргызстан те не спешат.

24.kg. Бишкекский машиностроительный завод
24.kg. Бишкекский машиностроительный завод
24.kg. Бишкекский машиностроительный завод
24.kg. Бишкекский машиностроительный завод
24.kg. Бишкекский машиностроительный завод

Чуть лучше дела у Бишкекского штамповочного завода, занимающегося производством патронов разного калибра. С 2001 по 2017 год он находился в доверительном управлении, которое не было успешным. Накопилось порядка 200 миллионов сомов долгов перед государством.

«В 2017-м мы начали работать самостоятельно. В марте 2018 года запустили первую линию. За первый год объем продукции составил 48 миллионов сомов. В 2019-м — 236 миллионов, в прошлом году — около 400 миллионов сомов», — говорит замдиректора БШЗ Алмаз Акматалиев.

Основная сложность — это долги, накопленные заводом за годы простоя. Они «съедают» большую часть прибыли.

Руководство предприятия обратилось к кабмину, чтобы реструктурировать долг. По их расчетам, в таком случае его удастся полностью погасить за ближайшие пять-десять лет.

Цифр нет, зато есть джипы

По завершении пресс-тура у прессы появилось немало вопросов к ФУГИ. Например, как фонд управляет госсобственностью, что довел ситуацию до критической точки? Видят ли чиновники выход и если да, то какой? Озвучить официальную позицию на завод имени Ленина приехал зампред ФУГИ Канат Рыскулов.

Однако никаких точных ответов он так и не дал. Не смог даже назвать точного количества госпредприятий и объектов, которые сегодня находятся в ведении фонда.

«Я отвечу на этот вопрос после уточнения. Сейчас идет инвентаризация госимущества. Выясняем, где и какие объекты находятся, какие пустуют, какие нет. У нас есть понимание того, какие объекты можно отнести к рентабельным, а какие нет. В рамках концепции будем предметно разговаривать. Есть реестр и перечень. В течение первой половины года планируем закончить инвентаризацию», — сказал Канат Рыскулов.

Осматривать разбитый и загубленный завод замруководителя фонда приехал на внедорожнике Land Cruiser. Судя по всему, служебном. С этим у ФУГИ, похоже, проблем нет.

Фото 24.kg. Машина, на которой на Бишкекский машиностроительный завод приехал чиновник

И напоследок немного цифр, предоставленных редакции кабмином.

По итогам прошлого года из 104 госпредприятий 38 числятся прибыльными, 19 — убыточными. Без прибыли, но и без убытка финансовый год завершили 5 предприятий, 9 ГП — бюджетные, 32 госпредприятия не сдали отчеты. Два находятся на стадии ликвидации — это ГП «Солнышко» и «Ак-Суу». Одно предприятие не ведет экономическую деятельность.