12:02, 22 марта 2021, Бишкек - 24.kg , Юрий КУЗЬМИНЫХ
Кыргызский национальный академический театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева стал для Татьяны Ивановны Дьяченко по-настоящему вторым родным домом. Здесь она старожил. Сюда она пришла девчонкой и проработала больше 50 лет.
С Татьяной Ивановной мы встретились на ее рабочем месте. После ухода со сцены она освоила новую профессию и теперь возглавляет гримерно-парикмахерский цех.
«Наверное, в моей жизни так сложились звезды, чтобы я стала артисткой балета. Моя малая родина — Иссык-Куль. Сами понимаете, что сельскому ребенку стать балериной практически невозможно. Это удел детей больших городов. У родителей нас было четверо», — рассказывает собеседница.
Она училась в третьем классе. Как все сверстники, с нетерпением ждала летние каникулы, чтобы почти все свободное время проводить на озере — купаться и загорать.
«На пляже в селе Тамчи к нам подошла незнакомая женщина. Долго смотрела на меня. Потом подошла, проверила растяжку, пощупала мышцы, заставила попрыгать. Спросила домашний адрес. Как потом выяснилось, она преподавала в Ташкентском хореографическом училище и разглядела во мне задатки балерины. Вечером пришла к нам домой для серьезного разговора с родителями. Гостья была очень настойчива. Она смогла убедить маму, что ее дочь перспективная и должна учиться в Ташкенте. О том, чтобы отпустить одного 10-летнего ребенка в Узбекистан, даже не могло быть и речи. Но к этому времени я уже знала завораживающую силу танца», — вспоминает Татьяна Дьяченко.
За пару месяцев до этого случая в сельский клуб привезли фильм-балет «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой в главной роли. Там был момент, когда героиня бежит по огромной светлой лестнице. Она буквально летела по ступенькам.
Как мне тогда захотелось быть похожей на Галину Уланову! В детских грезах представляла себя на ее месте.
Татьяна Дьяченко
«Я была под таким впечатлением после просмотра спектакля, что, придя домой, сказала маме — хочу быть похожа на главную героиню и научиться так же танцевать. Разве все эти совпадения нельзя назвать судьбой и жизненным предназначением?» — говорит она.
Потом папу будущей балерины перевели на новую работу во Фрунзе. Заветная мечта стать балериной стала близка как никогда. Татьяна стала уговаривать маму отвести ее на просмотр в хореографическое училище. Все вступительные экзамены она сдала без проблем.
Что особо запомнилось — очень большой конкурс. Маленькие абитуриенты заполнили все коридоры. Все хотели быть похожими на Уланову и Плисецкую.
Татьяна Дьяченко
«Отбор был очень жесткий. У нас проверяли растяжку, осматривали фигуру. В общем, мои природные задатки оказались на высоте, и меня приняли на первый курс. Вместе со мной на курс зачислили всего шесть человек. Причем мальчиков не было ни одного», — вспоминает она.
Потом у нашей героини начались тяжелые учебные будни. Все преподаватели оказались корифеями кыргызского балета — что не имя, то звезда. У них было чему учиться. Восемь лет в училище пролетели. С раннего утра Таня уезжала в балетные классы, после обеда шла в обычную школу. За это время девочке пришлось сменить пять учебных заведений.
«Вся беда в том, что общеобразовательные уроки не всегда совпадали с расписанием в училище. Приходилось подстраиваться. Балет к этому времени стоял для меня на первом месте. Свободного времени не было совсем. В восьмом классе наша учительница русского языка и литературы, зная о моей колоссальной загруженности, часто отпускала с уроков домой: «Деточка, я тебя отпускаю, иди, отдохни, подыши свежим воздухом». Несмотря на все трудности, школу я окончила хорошо. За восемь лет жизни в таком режиме я ни разу не пожалела о своем выборе», — отмечает Татьяна Ивановна.
Был предпоследний курс, когда Татьяну и еще одну девочку взяли на стажировку в театр. «Разве это не предел мечтаний для школьницы? Свободного времени совсем не осталось. Весь день на занятиях. Вечерами приходили на репетиции, стали нас задействовать в спектаклях. Сцена для меня не была страшной. Единственное, чего мы боялись, — это заслуженных артистов. С замиранием смотрели на них во время выступлений и репетиций. Постоянно, как губка, впитывали их мастерство. Бюбюсара Бейшеналиева, Рейна Чокоева и многие другие. Труппа была очень большая, более 90 человек», — рассказывает собеседница.
Хорошо помнит Татьяна Ивановна и первые гастроли. Они были в Москве в Большом театре.
— Это как полететь в космос. Помню, поселили нас в гостиничном комплексе на ВДНХ. В комнате по четыре девочки. Представляете, мне в 19 лет впервые увидеть такую красоту! Долго не могла поверить, что это не сон. Утром соскочила с кровати, когда заиграл гимн СССР. Рядом Кремль, Мавзолей. За окном картина, которую с детства мы видели только на картинках и экране телевизора. Все спали, я их так и не смогла разбудить.
Поразило отношение к нам артистов главного театра страны. Они приходили, спрашивали, что нам надо. Принесли балетные туфли. Им их тогда в Большом театре шили на заказ, а мы получали обычные заводские пуанты. Это, конечно, небо и земля. Еще запомнились просторные балетные классы, зрительный зал. В Москве оказались и очень благодарные зрители. Для них мы приготовили балет «Жизель», «Болеро» на музыку Мориса Равеля (в нем блистала наша прима Айсулу Токомбаева) и оперу «Манас». Мой гастрольный дебют удался. Публика осталась довольна, — говорит Татьяна Дьяченко.
Не могли мы не поговорить и о любимых постановках нашей героини.
— Это две сольные партии в спектаклях «Спящая красавица», где я исполняла Фею Карабос, и в «Докторе Айболите» — Варвару. К ролям я подошла уже как состоявшаяся балерина. Это были характерные роли. Мне по моей натуре необходимо не только хорошо станцевать, но и сыграть на сцене. С артисткой, которая была задействована в этой роли, произошел несчастный случай, она сломала ногу. А спектакль должен был начаться через два дня. Срочно ей искали замену. Играть Фею я хотела с самой премьеры спектакля. Мне так нравилась эта партия, что я набралась смелости, отправилась к педагогу-репетитору и предложила свою кандидатуру. Она удивленно на меня посмотрела и только спросила, откуда я знаю эту роль. Но согласилась, чтобы я пришла на репетицию. Естественно, весь порядок роли, что за чем идет, я знала, оставалось соединить все воедино. Репетиции Инги Евгеньевны Левченко я запомнила на всю жизнь. Она могла человеку всю роль разжевать. Столько времени прошло, а я могу на словах разложить всю свою роль, — вспоминает Татьяна Ивановна.
Она честно призналась, что никогда не мечтала быть в театре примой.
— Я знала, что мое место — кордебалет, первая линия. Поверьте, в наше время это было престижно. Доставались и сольные маленькие партии. Знаете, особых интриг в балетной среде не было. Труппа была очень дружная. В гримерке, где я переодевалась, было шесть человек. Девчонки делились всеми секретами. Театр был для всех нас вторым домом, — подчеркивает наша собеседница.
Удалось нашей героине на одной сцене выступить и со знаменитой Анастасией Волочковой.
— Она приезжала к нам по приглашению руководства театра. В спектакле «Жизель» я играла ее маму. Мне тогда было около 50 лет. На экране телевизора и в жизни она очень эпатажная. Вышли мы на репетицию, хотела обговорить некоторые моменты. Российская звезда поразила меня ответом: «Я все знаю и здесь просто хожу пешком». Во время спектакля я увидела ее пустые глаза и взгляд в никуда. У нас в труппе не оказалось человека, кому бы она понравилась. Гастролеры, которые к нам приезжают, как правило, ведут себя по-другому. На репетиции проходят весь спектакль, общаются с партнерами.
Вот вам из моей практики другой пример. Был у нас на гастролях звезда российской оперы из Санкт-Петербурга Аскар Абдразаков. В Мариинском театре он ведущий солист. В постановке «Князь Игорь» играл хана Канчака. Грим у него был очень сложный. Работать мне приходилось около часа. Так вот в нем не ощущалось ни капли звездности. В быту он оказался очень культурным человеком. Худого слова от него я ни разу не услышала. И таких артистов в моей жизни было большинство, — вспоминает Татьяна Дьяченко.
В общей сложности балетной сцене наша собеседница отдала чуть больше 20 лет.
Она рассказала, что, еще выступая на сцене, старалась сама себе делать прически, накладывать грим. Полностью порвать с театром не получилось. Предложили перейти в гримерный цех. В новую работу наша героиня окунулась с головой. Начала учиться делать парики.
По ее словам, на новом поприще было трудно, но очень интересно. Подготовить артиста к спектаклю сложно. Его грим должен полностью соответствовать роли. Есть большая разница между прическами оперных артистов и балетных.
— Во-первых, я по-прежнему оставалась в театре. Во-вторых, была задействована в некоторых разовых спектаклях. Выход на сцену — своеобразная отдушина, отвлекавшая от обыденной повседневной жизни. Когда перевоплощалась в своих героинь, на второй план отходили домашние проблемы. В спектакле «Жизель» за всю карьеру участвовала не один десяток раз. И каждый раз в сцене смерти по-настоящему плакала, — добавляет Татьяна Ивановна.