Бишкек, который мы теряем, или Как чиновники уничтожают памятники архитектуры

16:00, 11 февраля 2021, Бишкек - 24.kg , Юрий КОПЫТИН

Порой кажется, что чиновников, ответственных за внешний вид столицы Кыргызстана, отбирают по принципу ненависти к Бишкеку и его истории. Как иначе объяснить то рвение, с которым они планомерно уничтожают в городе памятники архитектуры, то отдавая их на откуп частникам, то попросту закрывая на них глаза.

Фото 24.kg. Джумамедель Иманкулов

О некоторых уникальных объектах столицы, безразличии и халатности государства, которые могут их погубить, 24.kg рассказал директор научно-исследовательского проектного института «Кыргызреставрация» Джумамедель Иманкулов.

Умирающий в центре города памятник

Экскурсию по изуродованным историческим местам Бишкека мы начинаем с павильона «Ак-Суу» («Соки-Воды»). Этот уникальный объект появился во Фрунзе в 30-х годах прошлого столетия. Изначально он был деревянным, но настолько полюбился горожанам, что в начале 50-х власти приняли решение его увековечить, исполнив в камне.

Фото из интернета. Так выглядел первый — деревянный вариант павильона

Разработку проекта нового павильона, запланированного на месте прежнего — возле кинотеатра «Ала-Тоо», поручили архитектору Александру Альбанскому. Автор подошел к работе с душой.

Фото из интернета. Каменный павильон работы архитектора Александра Альбанского

Национальный орнамент, фонтаны, своды и балконы. Были продуманы мельчайшие детали, которые радовали бы спасающихся от летнего зноя жителей столицы. Внутри компактно разместились 16 автоматов газированной воды и кассовая кабина. В центре помещения на пьедестале установили скульптурную фигуру девушки скульптора Ольги Мануйловой. Павильон принимал гостей в теплое время года, с 8.00 до 23.00. Последний раз его реконструировали в 80-е годы.

24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии
24.kg. Павильон «Ак-Суу» в его нынешнем состоянии

«А потом случилась перестройка, кончился Советский Союз и началась эпоха тотальной приватизации. По закону памятники не могут приватизироваться, но каким-то образом «Ак-Суу» оказался в частных руках. Его отдали в аренду на 49 лет — считай, что продали. Если вы посмотрите, в каком он сегодня состоянии, — вы ужаснетесь. Частники, вопреки правилам, пытались отреставрировать его сами, без архитектурного проекта и согласования. Замазали краской, заляпали цементом. Это варварство! Там и сегодня на входе висит табличка «ремонт». Вот только, кто его разрешал — непонятно. Реставрацией должны заниматься профессионалы, а не шабашники с биржи труда. И Бишкекглавархитектура, по идее, должна была это контролировать», — говорит Джумамедель Иманкулов.

Отметим, что весной 2019 года вернуть памятник на баланс мэрии предлагал бывший тогда депутатом городского кенеша Эрмек Усубалиев. За два года до этого павильон и вовсе обносили забором. Ходили слухи, что его будут сносить. Несмотря на все это, мэрия так и не вернула в собственность этот уникальный памятник.

Русский театр архитектурной драмы

Чуть ниже — через Дубовый парк — Государственный национальный русский театр драмы имени Чингиза Айтматова. Если павильон «Соки-воды» был одним из ранних проектов Александра Альбанского, то театр, построенный в 1972 году, стал его последней в Кыргызстане работой.

Фото из интернета. Когда-то драмтеатр выглядел вот так

Возвышающееся над зеленью парка здание прежде олицетворяло торжество культуры. Сегодня это наглядный пример безалаберности чиновников, в свое время отдавших театр на откуп частникам.

Вкруговую облепленный многочисленными кафе, ресторанами и барами он словно в клещи зажат в желание бизнеса сколотить капитал. Часть незаконных построек уже снесли. Несколько опустевших помещений до сих пор стоят полуразрушенными. Зрелище жуткое. Будто здесь была война.

24.kg. Государственный национальный русский театр драмы так выглядит сегодня
24.kg. Государственный национальный русский театр драмы так выглядит сегодня
24.kg. Государственный национальный русский театр драмы так выглядит сегодня
24.kg. Государственный национальный русский театр драмы так выглядит сегодня
24.kg. Государственный национальный русский театр драмы так выглядит сегодня
24.kg. Государственный национальный русский театр драмы так выглядит сегодня
24.kg. Государственный национальный русский театр драмы так выглядит сегодня

«Насколько я знаю, демонтаж этих построек приостановлен, так как остались некоторые нерешенные судебные споры. Но хочется верить, что начатое несколько лет назад дело все-таки доведут до конца и памятник восстановят в его историческом виде», — говорит Джумамедель Иманкулов.

Старейший парк, братская могила и рестораны

Чтобы увидеть еще один пример наплевательского отношения к истории, достаточно развернуться от Русского драмтеатра в сторону Дубового парка. С двух сторон в его зелень врезались кафе, законность появления которых вызывает вопросы. Стоит напомнить, что речь идет про один из старейших парков Бишкека и памятник садово-паркового искусства.

24.kg. Кафе и рестораны, непонятным образом возникшие на территории исторического парка
24.kg. Кафе и рестораны, непонятным образом возникшие на территории исторического парка
24.kg. Кафе и рестораны, непонятным образом возникшие на территории исторического парка
«В историческом парке не должно быть никаких сторонних построек, но они появились. Не в одночасье, конечно. Например, место, где прежде был туалет, двадцать с лишним лет назад выкупил Омурбек Текебаев. Он уже тогда приходил к нам за разрешением на строительство одноэтажного кафе из легких конструкций. Я в то время ему отказал. Потом участок продавался, перепродавался. Сейчас на этом месте возведен ресторан «Фрунзе» в три этажа. Кто это допустил — непонятно. То же самое хотят сделать и владельцы кафе «Четыре сезона» возле Русского драмтеатра. Меня поражает сам факт, что кафе находится буквально в десяти шагах от памятника красноармейцам, погибшим в борьбе с контрреволюцией в Пишпекском уезде в 1918 году. Я напомню, что это не просто монумент — это братская могила — место, где захоронены люди!», — возмущается архитектор Джумамедель Иманкулов.

Едва ли сложившие головы за идеи революции бойцы могли себе представить, что спустя столетие капитализм подберется к ним настолько близко.

24.kg. Памятник красноармейцам, погибшим в борьбе с контрреволюцией в Пишпекском уезде в 1918 году
24.kg. Памятник красноармейцам, погибшим в борьбе с контрреволюцией в Пишпекском уезде в 1918 году
24.kg. Памятник красноармейцам, погибшим в борьбе с контрреволюцией в Пишпекском уезде в 1918 году
Не лучшим образом сегодня выглядит и сама братская могила. Гранитные плиты местами отваливаются, надпись едва различима. Огонь в память о красноармейцах зажигают всего лишь раз в год в канун Дня Победы, что тоже показательно.

Многострадальный дом Терентьева

Спускаемся от Дубового парка в сторону проспекта Жибек Жолу. Здесь расположены сразу несколько исторических объектов — парк Кычана Джакыпова — памятник садово-паркового искусства и дом первого старосты Пишпека Ильи Терентьева — образец уникальной комбинации русской и среднеазиатской архитектуры конца XIX века. Поджатые «футбольной империей» Аскара Салымбекова, сегодня они являют собой печальное зрелище.

Фото из интернета. Так дом Терентьева выглядел в начале века
Дом Терентьева и территория вокруг него, напомним, пришли в запустенье в начале 90-х годов. Их передавали с баланса на баланс до тех пор, пока в 2005 году большую часть парка в аренду на 49 лет не взял упомянутый выше Салымбеков. Так здесь и появились его футбольные поля. В 2009-м бизнесмен запросил у правительства оставшуюся территорию и получил ее. Однако смена власти в апреле 2010 года привела к отмене сомнительной сделки. Кусочек парка Кычана Джакыпова и на тот момент уже разрушенный дом первого старосты города удалось вернуть государству.

С тех пор начались и до сих пор не утихают споры вокруг судьбы памятника. Поначалу чиновники хотели и вовсе вычеркнуть его из списков особо охраняемых объектов, но под давлением общественности от идеи сноса все же отказались.

Салымбеков в 2013 году выразил готовность спонсировать реконструкцию. Бывший тогда мэром Бишкека Иса Омуркулов идею поддержал, назвав восстановление дома первого старосты делом чести. Они даже провели церемонию начала работ. Заложили в фундамент капсулу, которую, к слову, спустя каких-то 10 дней украли бомжи. В том же году Иса Омуркулов покинул пост мэра, забыв о Тереньтеве, его доме и «деле чести».

Фото из интернета. 2013 год. Иса Омуркулов на церемонии начала реконструкции дома первого старосты Пишпека

В 2015 году, идя на выборы в парламент, Аскар Салымбеков вновь выразил свое желание спасти исторический объект. Между бизнесменом и национальным культурным центром при Минкульте, на балансе которого находился памятник, составили договор. Салымбеков заплатил 500 тысяч сомов за разработку первой части проекта будущей реконструкции, подготовкой которого занялась «Кыргызреставрация». С тех пор прошло пять лет.

Фото 24.kg. Так дом первого старосты Пишпека выглядит сегодня

«Мы — «Кыргызреставрация» — свою часть работы выполнили. Проект реконструкции разработан. Необходимо было получить от Бишкекглавархитектуры разрешение и проект подключения объекта к городским коммуникациям. Они его сделали, но с ошибками. Мы потребовали его переделать. Они переделали и запросили с Минкульта за исправление своих же ошибок 19 тысяч сомов. Министерство платить не стало. Бишкекглавархитектура тоже на уступки не пошла», — рассказал Джумамедель Иманкулов.

Вопрос спасения столетнего памятника уперся в 19 тысяч сомов. Пожалуй, это все, что нужно знать об отношении чиновников к истории государства.

И пока два ведомства и бизнесмен спорят, дом первого старосты продолжает рушиться. Реставраторы уверяют — что его все еще можно спасти. Хотя времени с каждым днем остается все меньше.

Превращающийся в руины Дворец пионеров

Столь же ужасно выглядит и еще один находящийся в этом месте памятник архитектуры — бывший Дворец пионеров. Здание, которое начали строить в 1939 году по проекту главного архитектора города Федора Стеблина, рассыпается буквально на глазах.

Сегодня здесь располагаются два театра — Юного зрителя имени Бакен Кыдыкеевой и Чуйский областной театр имени Шаршена Термечикова.

24.kg. Фасад Дворца пионеров выглядит вполне прилично
24.kg. А это неприглядная сторона Дворца пионеров
24.kg. А это неприглядная сторона Дворца пионеров
24.kg. А это неприглядная сторона Дворца пионеров
При Сооронбае Жээнбекове планировалось отремонтировать здание и восстановить прилегающий к нему парк. Работы должны были начаться уже в прошлом году. Обещали даже выделить деньги. Но, судя по состоянию нынешнему, браться за дело реставрации чиновники не спешат. Напомним, что это памятник республиканского значения.

Алексей Фетисов и его умирающее детище

Под большим вопросом, по словам главы «Кыргызреставрации», и будущее еще одного уникального памятника садово-паркового искусства — Карагачевой рощи. Она была создана 1883 году талантливым садоводом Алексеем Фетисовым. Именно он заложил основу будущего зеленого Фрунзе и современного Бишкека. Земли вокруг Пишпека в те годы были заболочены и, разбивая зеленые оазисы, Фетисов тем самым не только превращал пустыри в сады, но и боролся с грунтовыми водами.

Фото из интернета. За годы независимости площадь рощи сократилась на 60 процентов
«В 1992-м площадь Карагачевой рощи составляла 215,69 гектара. Это отражено в официальных документах. Сегодня она составляет 128,34 гектара — за годы независимости сократилась на 60 процентов. И при этом вырубка деревьев и захват новых участков продолжаются год за годом. Рощу уничтожают тихо и планомерно. Правительство должно взять на контроль ситуацию. Восстановить памятник садово-паркового искусства в прежних границах и начать восстановление», — говорит Джумамедель Иманкулов.

Несправедливо, по его мнению, история обошлась и с личностью человека, подарившего Бишкеку чудо ботаники. Все, что напоминает сегодня о Фетисове, — это невзрачный мемориальный камень, установленный в роще еще в советское время.

«Подавляющая часть городских и парков, и аллей, которые мы с вами сегодня видим, были посажены руками Фетисова. Это его заслуга. Я думаю, что в память о человеке, который в свое время сделал очень многое для страны и для потомков, стоило бы поставить нормальный, полноценный памятник», — считает Иманкулов.

Фото 24.kg. Один из вариантов памятника Алексею Фетисову

Отметим, что с идеей установки в Карагачевой роще скульптуры Алексея Фетисова в 2019 году выступила директор МП «Городские парки» Калича Умуралиева. Она привлекла знакомого скульптора, который предложил несколько вариантов будущей композиции и сегодня ищет спонсоров для воплощения в жизнь задуманного.

«Сейчас я планирую открыть спецсчет, чтобы все желающие могли принять участие в спонсировании памятника. Это будет поистине народный проект», — рассказала 24.kg Умуралиева.

Восточный то ли базар, то ли автовокзал

Свою экскурсию по историко-архитектурному Бишкеку мы завершаем в месте, с которого для приезжих когда-то начинался город, — Восточного автовокзала. Сегодня это не только памятник архитектуры, но и собирательный образ современного Бишкека.

Индивидуальный проект для столицы Киргизской ССР разрабатывался группой архитекторов в Тбилиси. Фрунзенцы смогли увидеть его своими глазами в 1962 году. Построенный в стилистике популярного в те годы сталинского ампира он не мог не впечатлять людей, въезжающих в столицу через ее восточные ворота.

из интернета. Так прежде выглядел Восточный автовокзал
из интернета. Так прежде выглядел Восточный автовокзал
Сегодня в нем отражается весь нынешний Бишкек. Красивейший фасад закрывает аляпистая реклама, сливающаяся в единый информационный ком, разобрать который невозможно. Кровля вокзала местами протекает. Само здание испещрено магазинами, столовыми и точками фастфуда. Вокруг него построено, надстроено и перестроено столько всего, что голова идет кругом. Вкупе с шумными водителями маршруток, зазывающими пассажиров, некогда логичный и продуманный транспортный комплекс выглядит и ощущается как стихийный базар.

24.kg. Восточный автовокзал в наши дни
24.kg. Восточный автовокзал в наши дни
24.kg. Восточный автовокзал в наши дни
24.kg. Восточный автовокзал в наши дни
24.kg. Восточный автовокзал в наши дни

В начале года сюда по жалобе горожан с проверкой заглянули сотрудники Бишкекглавархитектуры и управления землепользования и строительства мэрии Бишкека. Осмотрелись, выписали предписания об устранении нарушений и пообещали навести порядок. Вот только наведут ли? Большой вопрос.

P.S. Отметим, что упомянутые выше памятники — это лишь малая часть, капля в море исторического наследия Бишкека и Кыргызстана, которое стремительно рушится год от года и постепенно уходит в небытие.