Художница Татьяна Зеленская: Важно говорить не о проблеме, а о путях ее решения

14:02, 01 июля 2020, Бишкек - 24.kg , Гульмира МАКАНБАЙ КЫЗЫ

Коррупция, смог, насилие над женщинами, запрет на свободу слова — у всех этих проблем в Кыргызстане есть свои визуализированные образы. Большинство из них созданы художницей Татьяной Зеленской.

Она с детства увлекается рисованием. Но это не основное занятие художницы. Автор популярных иллюстраций рассказала 24.kg, почему от социальных тем перешла к политическим и как через рисунок научить человека отстаивать свои права.

Фото из личного архива художника. Татьяна Зеленская

— Я окончила Национальную академию художеств по специальности дизайнер пром-график. Поработав немного, решила, что мне больше нравится рисовать. Сейчас занимаюсь анимацией, иллюстрацией и плакатами. Вместе с мужем, он аниматор, мы создаем мультфильмы на социальные темы.

— В ваших работах есть иллюстрации и на политические темы. Как вам удается подмечать и так четко визуализировать злободневные темы?

— Я не стремилась специально затронуть политику. Мне казалось, что это очень далекая тема, неприятная всем. Но чем больше я работаю с социальными проектами, тем больше понимаю их взаимосвязь. Закрывать глаза на политику невозможно. Делаю это не потому, что хочу, а скорее потому, что я вынуждена, так как политика касается каждого человека.

Рисую на те темы, которые меня затрагивают, когда просто не могу молчать.

Татьяна Зеленская

Если вижу востребованность визуализации актуальных проблем, рисую плакатное, громкое высказывание. В отличие от иллюстрации, где можно тонко намекать, рассказывать историю, делать многосмысловые ходы, в плакате нужно максимально громко и ясно выразиться.

из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской

— Ваши иллюстрации быстро набирают популярность и долго живут. Всегда ли так было?

— Такая живая реакция к моим рисункам появилась, только когда я стала рисовать на политические темы и выкладывать рисунки в Facebook.

Они набирают очень много откликов, перепостов и где-то даже становятся символом протестов.

Только последние полтора года я стала рисовать на политические темы. До этого редко выражала свою личную позицию, работала с готовыми проектами, выполняла конкретные заказы.

— Короткометражные анимационные видеоролики, сделанные и написанные вами, очень реалистичны. Как вам удается столь естественно передать историю, чувства, переживание, образ героев?

— Анимация — это основной вид деятельности у нас с мужем. Сценарий и диалоги должны писать сценаристы. Но иногда в хороших проектах небольшой бюджет, нет отдельно выделенных денег на сценариста, поэтому нам приходилось писать самим. Было, что даже звук сами писали.

Мне кажется, в социальных роликах важно, чтобы сюжеты и диалоги были максимально правдоподобными. Главное, не сфальшивить. Поэтому правильнее всего такие истории писать про конкретные реально существующие истории. Например, я нарисовала серию иллюстраций плакатов о пытках, они были основаны на реальных историях людей, подвергшихся истязаниям. В чем отличие иллюстрации от кино, например? В иллюстрациях можно сохранить анонимность персонажей, можно показать то, что нельзя рассказать вербальным языком, использовать метафоры. Есть возможность усиливать эффекты, доводить до гротеска, тем самым вызвав сильную эмоцию.

— Как получилось, что вы стали рисовать на социальные темы?

— Мы с мужем три года назад делали серию из пяти анимационных роликов под названием «Однажды меня украли...». С тех пор к нам стали обращаться организации с проектами на социальные темы: насилие над женщинами, ала качуу. Обычно работы по этой теме выполняются в негативном ключе.

Мы стараемся менять тактику, говорить не о проблеме, а о путях решения.

Татьяна Зеленская

Например, недавно запустили первую в Кыргызстане игру-сериал для смартфонов по профилактике похищения девушек для вступления в брак — «Весна в Бишкеке». Главная задача проекта — в игровой форме дать девочкам информацию об их правах и законах, которые могут защитить их в случае ала качуу.

из личного архива художника. Игра-сериал «Весна в Бишкеке»
из личного архива художника. Игра-сериал «Весна в Бишкеке»
из личного архива художника. Игра-сериал «Весна в Бишкеке»
из личного архива художника. Игра-сериал «Весна в Бишкеке»

Участвуя в проектах по социальным темам, понимаешь, что занимаешься чем-то нужным, полезным. Но бюджет там небольшой. А у нас с мужем двое детей.

Выполнять коммерческие заказы проще и экономически выгоднее. Но я не вижу в них особой ценности, очередной рекламный ролик про банк или тариф сотовой компании забудется сразу, не будет полезным никому, кроме заказчика.

— Как вы оцениваете отношение кыргызстанцев к иллюстрациям?

— Я работаю с издательским домом «Кутаалам», его директор Бегайым Бакасовна старается продвигать молодых иллюстраторов и авторов. Мне видится, что пока иллюстрации в нашей стране все еще консервативные, часто смотрятся несовременно. Каким-то интересным, концептуальным рисункам трудно пройти цензуру. Однако потихоньку все движется вперед. Я слежу сейчас за тем, что творится в журнальной иллюстрации, что публикуют в СМИ. Вижу, что все больше появляется проиллюстрированных статей. Мне кажется, есть талантливые художники, среди которых я бы, например, выделила работы Алины Печенкиной.

из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской

— Над какими проектами вы сейчас работаете?

— Дорабатываю игру-сериал «Весна в Бишкеке». Параллельно делаем четыре анимационных видеоролика, посвященных теме насилия в семье в условиях карантина. Делаю иллюстрации для ресурса «Три точки» и для одной книги рисую портреты на заказ, у мужа также какие-то небольшие ролики и многое другое.

— Какие у вас планы на будущее?

— Мы с мужем хотим немного поменять стратегию. Вместо того чтобы браться за множество маленьких проектов, хотим сделать что-то большое и качественное, перейти на серьезный уровень. Хочется вернуться к рисованию на бумаге, к акварели, карандашу. Но я не противница digital, новых технологий, одно не лучше и не хуже другого. Цифровая живопись позволяет быстро проиллюстрировать какую-то ситуацию, легко внести правки. Основное, чем бы я хотела сейчас заниматься, — это рисовать для себя, иметь больше творческой свободы, не зависеть от бюджета и заказчика.

из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской
из личного архива художника. Работы Татьяны Зеленской