15:00, 22 апреля 2023, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Многие горожане жалуются, что горячей воды в квартирах не дождешься. Надо спускать ее по 15-20 минут, чтобы потеплела. При этом Бишкектеплосеть перерасчет делать не хочет.
Однако директор Общественной организации по защите прав потребителей Виктор Горев уверен, что добиться справедливости можно. Главное, знать утвержденные законодательно нормы и способы жаловаться. Более того, подобные прецеденты есть. Жители одного из домов в 6-м микрорайоне столицы подали в суд на Бишкектеплосеть и выиграли.
Правила пользования тепловой энергией и типовой договор предусматривают оплату отопления с ноября по март. При этом отпуск тепловой энергии на отопление учитывают по общедомовому прибору, а горячее водоснабжение — по внутриквартирным счетчикам.
Если нет счетчика, расход тепловой энергии на отопление жилого дома определяют по Методике по расчету потребности в тепловой и электрической энергии зданий.
В Бишкектеплосети отмечают, что при снижении показателей качества тепловой энергии потребитель письменно не позднее трех дней ставит компанию в известность с указанием времени и даты.
Это фиксируют актами, которые подписывает абонент с соседями по подъезду, представителем компании и домкомом.
Теплоснабжающая организация обязана принять все меры по восстановлению качества подаваемой тепловой энергии и в соответствии с договором выполнить перерасчет.
При отключении горячей воды и недопоставках тепла (температура внутри помещения ниже +18 градусов) более чем на сутки Бишкектеплосеть производит перерасчет за фактическую поставку тепловой энергии.
В вашем договоре с Бишкектеплосетью об оказании услуг должна быть указана нормативная температура горячей воды.
Если горячая вода прохладнее +57 градусов, это повод сделать обследование и потребовать от компании перерасчета.
«Специалисты Бишкектеплосети всегда говорят, что замерять температуру воды надо не сразу, как открыли кран. Дескать, нужно немного подождать. Но такое ожидание не может быть долгим», — рассказал директор Общественной организации по защите прав потребителей.
По нормативам с момента открытия крана до момента, пока из него не пойдет горячая вода, необходимо слить около воды.
Виктор Горев
Если приходится сливать воду по 20-30 минут, прежде чем из крана пойдет горячая вода, то не слушайте никого. Это нарушение договора об оказании услуг. Ничего не бойтесь и смело требуйте перерасчета.
В наших реалиях обжалование счетов за некачественные коммунальные услуги — задача непростая. Однако при желании выполнимая. Нужно задействовать административный способ решения проблемы. Лучше это сделать сразу, как только заметили недостатки.
Правила таковы, что при отсутствии представителя компании в течение шести часов акт подписывают два других потребителя, имеющие общую с заявителем сеть. Поэтому зовите соседей, начинайте мерить температуру воды и вносить это в акт. Его надо составить в двух экземплярах. Один отдадите в Бишкектеплосеть, а второй оставите у себя.
Но для начала позвоните на горячую линию Бишкектеплосети и расскажите о проблеме. Желательно разговор записать на диктофон.
Если после обращения ситуация не наладилась, нужно зафиксировать, что услугу предоставляют некачественно, в первичном акте, составленном с соседями по подъезду. И вот на его основании потом можно требовать перерасчета.
В акте надо описать ситуацию, указать замеры, поставить дату. Первичный акт подписывают соседи по подъезду, а по прибытии представителя Бишкектеплосети — две стороны: вы и соседи как потребители услуги и представитель Бишкектеплосети.
В акте должны быть указаны входящий номер, фамилия и инициалы человека, ответственного за решение проблемы.
Это в идеале. Однако на практике коммунальщики не горят желанием идти к потребителям и фиксировать свою некачественную работу. Поэтому, как правило, они либо не реагируют на обращения (устные), либо присылают отписки на малопонятном протокольном языке. Но и в этом случае есть выход.
Составить акт можно самим в присутствии двух свидетелей с паспортными данными и достоверным адресом проживания при отсутствии соседей по подъезду.
Для самостоятельного составленного акта не нужен отдельный бланк. Оформить его можно в произвольной форме на простом листе бумаги. В нем пишется, в какой квартире проводили замеры, каким прибором, кто присутствовал. Вносите полученные результаты в акт, подписываетесь.
«Мы проводили такие замеры в одном из домов в 6-м микрорайоне. Использовали обычную четырехлитровую кастрюлю (ведь сливать необходимо не менее ). В нее наливали воду и измеряли температуру обычным ртутным термометром. Лучше проводить замеры несколько дней подряд, чтобы доказать: отсутствие нормального горячего водоснабжения — не единичный случай», — делится опытом Виктор Горев.
Желательно прикрепить фото- и видеодоказательства некачественного предоставления услуги и известить о видеозаписи Бишкектеплосеть с требованием провести перерасчет. Видео некачественного предоставления услуги пригодятся и в суде, если Бишкектеплосеть не отреагирует на вашу жалобу.
Конечно, в идеале коммунальщики должны ответить на ваши претензии и провести перерасчет. Однако будьте готовы к тому, что делать они этого не станут. Тогда можно попробовать написать жалобы в вышестоящие органы. Есть вероятность, что они обратят внимание на проблему и заставят вернуть деньги.
Если же административные процедуры не помогают, остается единственный вариант — обращаться в суд.
Виктор Горев
«Чтобы эффект был, лучше обратиться к специалистам, которые занимаются защитой прав потребителей. Они не только проконсультируют, но и помогут составить иск. В нем можно требовать не только перерасчета стоимости услуг, но и моральной компенсации», — сказал он.
«Да, судебные тяжбы длятся долго. Однако при грамотном подходе шанс выиграть высокий. Если каждый абонент будет отстаивать свое право на получение качественной услуги, то и коммунальные службы, включая Бишкектеплосеть, будут относиться к соблюдению нормативов ответственнее», — заключил директор Общественной организации по защите прав потребителей.
Просто не платить по счетам не вариант.
Не стоит и отказываться от затеи вернуть деньги только потому, что это долго и хлопотно, да и суммы перерасчета могут быть небольшими. Помните, что защита прав потребителя начинается именно с желания получить именно то, за что вы платите.