Стоп-линии «Безопасного города». Почему буксует проект

10:00, 05 апреля 2019, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО

С 12 февраля в Кыргызстане начали работать камеры фото- и видеофиксации. По плану каждое 12-е число следующего месяца должны были подключать новые перекрестки к «Безопасному городу». Но из-за затянувшегося согласования с муниципальными службами реализация проекта затягивается.

В концерне радиостроения «Вега» обещают завершить установку камер с опережением, не дожидаясь 12 мая.

Мэрия Бишкека подвела

Вторую фазу запуска «Безопасного города» передвинули на две недели — с 12 до 26 марта. Но и в эти дни камеры не заработали.

Как рассказали 24.kg в концерне «Вега», строительно-монтажные работы (СМР) проводятся в строгом соответствии со СНиПами, ГОСТами, а также с регламентами и разрешениями государственных органов Кыргызстана.

«По второй фазе инженерно-технические проекты подали в Бишкекглавархитектуру на утверждение 5 февраля 2019 года. В процессе утверждения БГА внесла предложение проложить линии связи и энергоснабжения для стационарных АПК в скрытом (подземном) варианте. Выяснилось, что такой технической возможности нет. Так, в местах расположения светофорного парка отсутствует телефонная кабельная канализация, предназначенная для монтажа инфраструктурного и магистрального оборудования», — пояснили в компании.

На запрос «Веги» о прокладке каналов связи и электроснабжения подземным способом специализированное монтажно-строительное управление ГУОБДД проинформировало, что прокладка кабельных коммуникаций подземным способом приведет к разрушению асфальтобетонного покрытия проезжих частей улиц, тротуаров и вырубке зеленых насаждений.

Любые земельные работы, за исключением аварийно-восстановительных, в зимний период запрещены.

После получения отрицательных заключений со стороны БГТС и ГП СМЭУ ГУОБДД МВД информацию довели до БГА. 26 февраля принято решение о прокладке коммуникационных линий «по воздуху».

В результате календарный план исполнения государственного контракта по проекту «Безопасный город» задержался на 14 дней.

Прокладку линий связи и электропитания к АПК на перекрестках обещали завершить к 15-16 марта. Проблема со второй фазой возникла не только с долгим согласованием, но и с поставкой оборудования. «В целях ускорения инсталляции оборудования концерн радиостроения «Вега» законтрактовался с авиаперевозчиками для поставки «по мере комплектации», то есть авиагрузы будут приходить почти каждый день. После оборудование установят и подключат к системе», — отметили в «Веге».

26 марта истекли обещанные две недели, а новые камеры так и не появились. В концерне взяли паузу, озвучив новые сроки — запустить рубежные камеры — до 31 марта, всех перекрестков второй фазы — в течение десяти дней, то есть до 5 апреля.

Задержка с согласованием привела к разбалансировке ритмичности поставок высокотехнологического оборудования.

В целях исключения подобных ситуаций на остальных этапах реализации проекта «Вега» уже контрактует оборудование на последующие фазы. Это позволит завершить монтаж оборудования в целом по проекту «Безопасный город» на 10-15 дней раньше срока.

Сбой и технические неполадки

После запуска проекта не обошлось и без ошибок. Больше всего сбоев зафиксировано в работе мобильного приложения ГП «Инфоком» «ШтрафИнфо KG». Автовладельцы ужаснулись, когда получили «письма счастья» из будущего за еще не совершенные нарушения.

Позже выяснилось, что разработчики все еще тестировали программу. К слову, тестовый режим до сих пор не завершен. Некоторые пользователи мобильного приложения не могут посмотреть фотоколлаж нарушения. Разработчики их уведомляют странным сообщением «Фотки можно проверить через сайт».

На этом чудеса «Безопасного города» не закончились. Владельцы машин пожаловались на то, что получили «письма счастья», хотя давно переоформили транспорт.

Путают в ГУОБДД МВД не только владельцев автомобилей, но и цифры. Вместо «восьмерки» инспекторам мерещится «шестерка». Автомобилист Василий Белошапкин получил два «письма счастья» на 4 тысячи сомов — за превышение скорости и невыполнение требований дорожных знаков либо разметки проезжей части дороги.

«Сел разбираться, по тексту все верно, кроме одного: в 11.22 и 12.45 я не мог нарушать, так как был на работе, что могут подтвердить сотрудники и записи с видеокамер. На фото машина не моя. Цифры и буквы госномера совпадают, а регион — нет. У меня 08, а на фото 06. На каком основании мне приписали не мои нарушения? Кто должен ответить за халатность сотрудников ГУОБДД?» — написал он.

Как быть водителям в таких случаях, однозначного ответа работники ГУОБДД не дают, а всех не согласных с выставленными штрафами отправляют в центр мониторинга.

В течение 15 суток со дня получения постановления водитель может его обжаловать.

По сути, водители и не виноваты, что им пришли штрафы, однако должны еще это доказать инспекторам, которые наделены полномочиями отсеять ошибки на этапе проверки, но то ли по неграмотности, то ли намеренно этого не сделали.

Борьба за жизнь или соблюдение ПДД

Водители скорой помощи всерьез задумались над тем, чтобы сменить место работы после того, как их оштрафовали за несоблюдение ПДД.

Напомним, что водители транспортных средств оперативных и специальных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от некоторых правил.

В ГУОБДД уверяют, что проблесковые маячки на «скорой» не были включены. Медики настаивают на том, что из-за недоработки проекта страдать будут больные.

«Если при фиксации нарушения на машине включен проблесковый маячок, то штрафа не будет. Но если на камере его не видно, то, независимо от того, куда мы ехали, на какой вызов, будет приходить штраф и его придется оплачивать», — пояснил заведующий отделом реанимации Егор Борисов.

«По поводу того, что есть какая-то база данных, куда можно ввести определенные машины, чтобы система их не фиксировала, то ее не существует. Представители ГУОБДД утверждают, что точно так же штрафуют и машины милиции. Но для нас это в любом случае остается нерешенной проблемой, поскольку обеспечивать круглосуточную работу маячков трудно. Они просто выйдут очень быстро из строя», — добавил он.

Егор Борисов подчеркнул: если раньше была проблема с врачебными кадрами, то теперь будет еще и проблема с водителями.

Средняя их зарплата — 10-12 тысяч сомов. «Платить из своего кармана — очень большая проблема. Я уверен, теперь наши водители будут отказываться ехать быстрее с мигалками. У нас и так куча вызовов с опозданием, а теперь не исключаю, что еще дольше будем ездить», — резюмировал он.

К спецтранспорту относятся патрульные, пожарные, медицинские, инкассаторские машины, но штрафы прилетели только водителям «неотложек».

В числе нарушителей оказалась и частная скорая помощь «ЭОС-Мед», водителей которой оштрафовали на 9 тысяч сомов.

«Мы подняли все карточки и выяснили, что в двух случаях транспортировали пациентов с нейротравмой из реанимации на срочную операцию и один раз ехали на вызов. Все три раза машина ехала с проблесковыми маячками. Хотя что-то доказать не удастся, на фото маячков просто не видно, да и камеры, видимо, цвет не особо видят. Не особо видят проблесковые маячки и те, у кого в глазах маячат штрафы, и они с чувством собственной значимости твердой рукой выписывают штраф скорой помощи, в которой идет борьба за жизнь человека. Возникает вопрос: как нам быть? Поднять цену вызова на 3 тысячи сомов с учетом штрафа, хотя изначально наша служба была ориентирована именно на ценовую доступность? Не торопиться на вызов, мол, подождете? Цену жизни приравняли к 3 тысячам сомов», — отметили в скорой помощи.

В ГУОБДД пояснили, что по данному случаю работает комиссия. Машины скорой помощи нарушили скоростной режим в разных местах. Проблесковые маячки на камере не видно. Тем не менее водителей все равно оштрафовали.

Комиссия за штраф

При оплате штрафов водителям приходится платить комиссию. Это не единая ставка, а в каждой системе установлен свой сбор.

Читатели рассказали 24.kg, что в некоторых терминалах (в частности MegaCom) при оплате штрафа необходимо и оплатить комиссию в размере 30 сомов. «Как это сделать, если штрафы кратны 100, а терминал принимает только купюры?» — поинтересовался читатель.

К слову отметим, что комиссия в терминалах О! при оплате штрафов, выписанных инспекторами ГУОБДД и по проекту «Безопасный город», составляет 20 сомов. В терминалах MegaCom комиссия при оплате штрафов по фото- и видеофиксации — 30 сомов, по старым протоколам — 20 сомов. В терминалах Beeline комиссия в рамках «Безопасного города» составляет 40 сомов, по старым протоколам — 20 сомов.

Кроме того, в приложении MegaPay можно проверить наличие штрафа, а при регистрации будет приходить смс-уведомление о выписанном протоколе. В приложениях «Баланс.kg» от Beeline и «Мой О!» также можно оплатить штраф за нарушение ПДД, но оповещения о совершенном нарушении нет.

ГП «Кыргызпочтасы» за услугу берет 22,8 сома. Если в терминалах MegaCom остаток можно перевести на баланс телефона, то сотрудникам почты приходится изгаляться в поисках сдачи. Конечно, 20 тыйынов найти весьма сложно.

Несмотря на недоработки, водители отмечают, что с начала реализации проекта аварийных ситуаций на дорогах стало меньше.

По данным ГУОБДД МВД, с 4 марта по 3 апреля камеры зафиксировали 38 тысяч 893 нарушения, из них уже оплатили 13 тысяч 371 постановление на 18 миллионов 809 тысяч 250 сомов.

Главными нарушениями по-прежнему остаются неподчинение знакам, несоблюдение скоростного режима и пересечение сплошной линии разметки.