Исламский фактор

15:37, 23 апреля 2015, Бишкек - 24.kg , Наргиза КОЖОМКУЛОВА

В последние годы во всех городах и селах, особенно на юге Кыргызстана, все чаще можно встретить людей в мусульманской одежде. Проповедники ислама денно и нощно пропагандируют свои идеи, обходя каждое подворье, тем самым увеличивая число верующих в геометрической прогрессии. Представителям госструктур вполне можно поучиться у них настойчивости в достижении цели и трудолюбию. В то же время у части населения появляются настороженность и опасения. Чем обернется для страны исламизация общества? Чего ожидать в будущем?

Исламофобия

Еще один вопрос, который волнует общество: не повлияет ли исламский фактор на будущих парламентских выборах? Он стал темой обсуждения за круглым столом. «Религия уже давно вышла за рамки духовного института, - считает Абахон Султонназаров, директор представительства Института освещения войны и мира в КР, который выступил инициатором встречи. - Увеличение числа сторонников ислама наводит на мысль о том, что это фактически готовый электорат. Религия постепенно становится инструментом политических игр, происходит подмена умеренного ислама радикальными взглядами. Это способствует усилению негативных тенденций в обществе».

Историк, профессор КРСУ Зайнидин Курманов, модератор встречи, высказал мнение, что исламизация в Кыргызстане – это нормальное явление, поскольку мировые тенденции, хотим мы того или нет, затрагивают и наше общество. Вместе с тем он признает, что со временем появятся мусульманские партии, которые будут даже требовать установления в стране халифата во главе с имамом.

Представитель же аппарата президента КР Санжарбек Тажимаматов заверяет, что повода для особого беспокойства нет. «Влияние исламского фактора на предстоящих выборах будет ничтожным, - считает он. - Более 80 процентов населения Кыргызстана – мусульмане, но ислама как образа жизни придерживается небольшая часть населения. Есть проповедующие ислам социальные организации, которые борются за свое место. Цель концепции по религиозной политике, которая принята и уже действует, направить их в конструктивное русло, призвать к сохранению мира и стабильности в стране».

«Действительно, исламский фактор присутствует в нашем государстве. Если в 1991 году было 39 мечетей, то в 2010-м зарегистрировано 2 тысячи 362. В обществе есть опасения в связи с исламизацией населения. Однако это нормальное явление в периоды политической турбулентности. Опасения преувеличены, поскольку большая часть населения не поддерживает идеи ИГИЛ либо других радикальных организаций. Говорить о том, что есть угроза негативного влияния исламского фактора, рано. Это влияние возможно в будущем, но для его предотвращения и была разработана концепция», - рассказал Санжарбек Тажимаматов.

Однако с ним не согласна представитель неправительственной организации «Хадисы» Салтанат Мусуралиева. По ее мнению, нельзя недооценивать радикальные организации, в том числе ИДУ, «Хизб ут-Тахрир». «Они уже на протяжении 20 лет растят своих адептов. Это заметно, когда общаешься с людьми. Они ведут свою деятельность под видом решения социальных проблем населения. К примеру, женщины-мусульмане из Таджикистана тоже высказывают свои опасения. Они говорят, что если раньше могли спокойно ходить на даваат, то сегодня приходится быть крайне осторожными. Очень важно государству вести образовательную деятельность среди мусульманского населения. Как доктор, знаю, что очень много случаев суицида среди последователей запрещенных в Кыргызстане организаций. Несмотря на запрет, они продолжают вести свою пропаганду», - сказала она, обращаясь к представителю аппарата президента.

На что Санжарбек Тажимаматов ответил, что создан фонд «Ыйман», и государство помогает найти для него доноров, чтобы работать с религиозными организациями и повысить уровень образованности населения в сфере ислама. Вместе с тем он отметил, что государство является важным, но не главным игроком, ответственность лежит и на представителях гражданского общества. «Тотальный контроль устанавливать государство не может. Мы можем вмешиваться, когда нарушается закон», - ответил он.

Свято место…

Влияние исламского фактора - это тема для размышлений не только политиков, но и представителей бизнес-сообщества. Так, бизнесмен и общественный деятель Эмиль Уметалиев высказывает свои опасения и обращает внимание на негативные тенденции. По его мнению, вполне естественно, что идеологический вакуум, который образовался после распада союза, заполнялся в течение двух десятилетий. Наибольшие его опасения связаны с тем, что в обществе утеряно доверие к институтам власти. Нет доверия к судебной системе. Нет доверия к надзорному органу, о чем свидетельствуют последние разоблачения в Генеральной прокуратуре. Нет доверия и к представителям местных властей, которые чаще всего приходят на должности для пополнения своих кошельков.

«За три-четыре года до крупных событий в Египте я в составе делегации участвовал в трехнедельной стажировке, - делится своими наблюдениями Эмиль Уметалиев. - Было заметно невооруженным глазом, что в стране отсутствует доверие к властям со стороны граждан – тяжелая исполнительная система, засилье коррупции, на тот момент уже выражалось недовольство ухудшающейся экономической ситуацией. И тогда возникла гипотеза, что государственность в этой стране в скором времени может быть разрушена. Поэтому я считаю, что эта гипотеза о предвестниках разрушения в обществе заслуживает глубокого изучения».

В этом его поддерживает и теолог Кадыр Маликов. «Практически все институты власти потеряли доверие населения. Почему молодежь уезжает воевать в Сирию? Не для того чтобы зарабатывать, как думают многие. А потому что разочарованы. Они убеждены в необходимости нового устройства в государстве, - уверен он. - В то же время следует признать, что часть населения вообще не интересуется политическими процессами, происходящими в стране».

К тому же и внутри мусульманской конфессии наблюдается, по словам Кадыра Маликова, кризис: идет перекос от традиционного ислама к радикализации из-за низкой образованности граждан.

Нонфанатизм как спасение

Как же преодолеть влияние исламского фактора, а точнее - радикальных интерпретаций этой веры? Действенный механизм предлагает Эмиль Уметалиев. «Авторитарный режим неизбежно приводит к радикализации мусульманского общества. С мусульманами надо вести диалог, прислушиваться к их мнению. Нужно следовать демократическим принципам. Ведь отчуждение толкает людей на радикальные пути», - поделился он своим видением проблемы с ИА «24.kg».

По мнению Зайнидина Курманова, радикальные исламские организации используют недостатки светской власти для ее свержения. «Противостоять этому процессу в Кыргызстане нужно прежде всего экономическими успехами, восстановлением справедливого управления, искоренением коррупции, развитием культуры, искусства, повышением образованности населения. Когда справедливость попрана, начинаются бунты», - считает эксперт.

Вместе с тем есть одно успокаивающее обстоятельство. По наблюдению, которое сделано историком, отличительной чертой кыргызов как нации является толерантность. «Кыргызы за свою многолетнюю историю перепробовали почти все религии, теперь мы – мусульмане; испытали разные формы хозяйствования – от кочевого до системы планирования. Важной отличительной чертой является отсутствие фанатизма в чем бы то ни было, будь это даже религия», - успокаивает нас Зайнидин Курманов. Это и может, считает он, нейтрализовать негативное влияние радикалистских течений.

Но спасет ли нас эта соломинка в пучине различных религиозных течений? Не так-то просто распутывать клубок экономических и социальных проблем, в которые многие годы искусно вплетался исламский фактор.