Автобус Бишкек — Ташкент. Как чиновники похоронили договоренность президентов

14:01, 31 января 2019, Бишкек - 24.kg

С 25 января закрыли прямой автобусный рейс из Бишкека в Ташкент. Его запустили меньше года назад по договоренности президентов Кыргызстана и Узбекистана. Популярный маршрут запретил Казахстан, защищая своих перевозчиков. Кыргызстанские чиновники традиционно проблему пытаются замолчать.

Казахстан хочет свой куш

Кыргызстан и Узбекистан запустили автобусное сообщение между столицами в мае 2018 года. Со стороны Узбекистана рейсы выполнял перевозчик Mironshox Grand Trans, со стороны Кыргызстана — «Транс-Союз-Азия».

Протяженность маршрута — , на пути автобус пересекает четыре погранпоста: «Чалдовар» и «Супатай Батыр» — на границе Кыргызстана и Казахстана, «Жибек Жолы» и «Гишт куприк» — на границе Казахстана и Узбекистана.

 О закрытии рейса 24.kg сообщили читатели. По их данным, причиной отмены рейса стал запрет на движение кыргызских и узбекских автобусов по Казахстану. Еще в декабре 2018 года перевозчики по просьбе пассажиров немного изменили график движения. Однако казахская сторона прислала уведомление, что без согласования с ними это незаконно. Перевозчики подготовили нужные бумаги и отправили властям Казахстана, но ответа до сих пор не получили.

«Без утверждения казахской стороны автобусы стали ездить по старому графику. Однако с 25 января их перестали пускать в Казахстан. При этом проблем с проездом через кыргызский пограничный пост в Чалдоваре нет. Такая же ситуация и с узбекской стороны. Теперь можно ездить только казахскими автобусами до казахско-узбекской границы», — пожаловались читатели.

В компании «Транс-Союз-Азия» журналистам рассказали, что причиной приостановления казахская сторона называет совпадение времени отправления с маршрутом Бишкек — Жибек Жолы. Перевозчики подготовили необходимые документы и направили для согласования в Астану. Но ответа так и нет.

Комитет транспорта Казахстана предложил включить казахстанского перевозчика в обслуживание международного маршрута Бишкек — Ташкент.

Проще говоря, Казахстан защищает интересы своих бизнесменов. Долгие годы именно маршрут Бишкек — Жибек Жолы был единственной возможностью добраться до Ташкента из Бишкека наземным транспортом. Но после запуска прямого рейса Бишкек — Ташкент он стал непопулярным.

Если ехать на автобусе Бишкек — Жибек Жолы, то надо самостоятельно переходить в общем порядке казахско-узбекскую границу, а затем еще на чем-то добираться в Ташкент.

Пассажиры рейса Бишкек — Ташкент проходили границу по зеленому коридору и доезжали практически до центра столицы Узбекистана.

Чиновники о проблеме знали, но так и не решили

В случае с автобусным маршрутом, по сути, затронули сферу интересов сразу трех ведомств — Министерства иностранных дел, департамента туризма при Минкультуры и Министерства транспорта и дорог.

О том, что наши автобусы больше не пускают в Казахстан, пассажиры узнали по факту, когда им не продали билеты в кассах автовокзала.

В Министерстве иностранных дел 24.kg подтвердили, что им приходила бумага из Казахстана о приостановке маршрута Бишкек — Ташкент. Но подробностей в МИД не знают, поскольку эта часть работы относится к Министерству транспорта и дорог.

Самое странное, что молчат представители департамента туризма. Они первыми должны бить во все колокола.

По данным Госкомтуризма Узбекистана, в 2018 году кыргызстанцы составили 20 процентов в общем объеме туристов, посетивших РУз. Это около 1,1 миллиона человек.

По информации Госкомитета статистики РУз, в 2018-м в Кыргызстан выехали 3 миллиона 196 тысяч узбекистанцев.

Конечно, не все они туристы, и далеко не все пользовались автобусом. Но это не повод, чтобы закрыть глаза на то, как исчезает один из туристических маршрутов.

Заместитель директора департамента туризма Чубак Оморов сообщил 24.kg, что ведомство совсем недавно узнало о закрытии рейса. Сейчас департамент пытается разобраться в причинах, чтобы решить проблему.

«Раньше транспортники жаловались, что у них возникают проблемы, а теперь вообще рейс закрыли. Мы будем разбираться. Это очень плохо для туризма, ведь рейс был популярным и у наших граждан, и у граждан Узбекистана», — заключил Чубак Оморов.

В Министерстве транспорта и дорог тоже не особо разговорчивы. Наличие проблемы в ведомстве подтвердили, но от комментариев отказались, сославшись на переговоры с Казахстаном.

Наступление Казахстана на перевозчиков

Официальных сведений о закрытии маршрута в открытых данных ни Кыргызстана, ни Казахстана нет. Но есть любопытная деталь. В начале ноября 2018 года Комитет транспорта Казахстана сообщил, что в Астане прошло очередное заседание казахстанско-кыргызстанской смешанной комиссии по вопросам автомобильного транспорта.

В ходе переговоров установлена квота обмена бланками разрешений на 2019 год в количестве 500 разрешений в/из третьих стран и 30 разрешений на нерегулярные перевозки пассажиров.

В релизе Комитета транспорта Казахстана упомянуто, что стороны договорились пересмотреть расписание движения транзитного пассажирского маршрута Бишкек — Ташкент.

Получается, еще три месяца назад отечественные чиновники знали о проблеме и претензиях соседей, знали, чем закончится история. Знали, но ничего не сделали, чтобы защитить свой бизнес и граждан.

Следующее сообщение еще веселее. Комитет транспорта РК с 19 ноября 2018 года по 31 января 2019-го объявил акцию «Транспортный контроль — на защите интересов отечественных перевозчиков!».

В ее рамках органы транспортного контроля проверили 7 тысяч 86 иностранных транспортных средств и привлекли к административной ответственности 363 перевозчика за нарушение законодательства и международных соглашений.

42 процента (154) нарушителей — российские перевозчики, 33 процента (121) — кыргызстанские, 7,4 процента (27) — узбекистанские.

Фактически Кыргызстан загнали в угол. Даже если сейчас наши чиновники вдруг вспомнят о проблеме перевозчиков, то соседи докажут свою правоту простыми цифрами. Треть нарушителей режима перевозок — кыргызстанцы. Отсюда усиление и запреты. Крыть нам попросту нечем.

А еще Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана внесло в парламент страны законопроект, по которому автобусы и грузовой транспорт с иностранными номерами предлагают останавливать на трассах Казахстана для проверок. Идею объясняют просто: иностранные автобусы и грузовики возят казахских пассажиров и грузы, забирая работу у отечественных перевозчиков.

И тут предъявить Казахстану нечего. Власти страны заботятся в первую очередь о своих гражданах и их бизнесе, защищают их всеми доступными способами. А чиновники Кыргызстана предпочитают либо делать вид, что ничего не происходит, либо проблему признают, но решить ее не могут или не хотят.

Похоже, решать проблемы вновь придется на уровне президентов. Однажды Сооронбай Жээнбеков уже решал хозяйственные вопросы, когда отечественные фермеры не могли продать картофель в Узбекистан. Видимо, и сейчас дело не сдвинут с мертвой точки, пока на него не обратит внимание президент.