11:00, 20 января 2019, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
С 7 февраля 2019 года в Кыргызстане вступит в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Окончательные тарифы по ОСАГО и планируемые суммы возмещения в случае ДТП правительство должно утвердить в ближайшее время. Но предварительно все условия уже известны.
24.kg разобралось, как посчитают стоимость полиса и сколько заплатят пострадавшим в ДТП.
Есть установленная базовая сумма страховки — 1 тысяча 680 сомов — и пять коэффициентов, от которых зависит ее окончательная стоимость. Коэффициенты учитывают тип транспортного средства, стаж вождения, число людей, которые имеют право управлять авто, возраст водителя, стаж безаварийного вождения, диагностическую карту и срок страхования.
Тут все просто. Чем моложе водитель, тем дороже страховка. То же касается и стажа вождения.
Такой вариант предусмотрен. Надо в момент получения страховки вписать туда людей, которые могут управлять транспортным средством.
В этом случае учитывают возраст и стаж вождения всех, кто потенциально может сесть за руль. При расчете страховки принимается максимальный коэффициент.
Чтобы подсчитать примерную стоимость полиса ОСАГО, надо базовую сумму 1 тысяча 680 сомов умножить на нужные коэффициенты. В первый год внедрения ОСАГО самыми важными будут тип транспортного средства и данные водителя. На основании их мы попробовали подсчитать примерную стоимость полиса.
Если у вас малолитражка с объемом двигателя 1,6 тысячи кубиков, применяем коэффициент 1 — 1 680 * 1 = 1 680 сомов (сумма страховки).
Если вы владелец внедорожника с объемом двигателя 3,5 тысячи кубиков, стоимость страховки выше — 1 680 сомов * 1,45 = 2 436 сомов.
Для мотоциклов страховка дешевле: 1 680 сомов * 0,45 = 756 сомов. Такая же ставка для большинства видов спецтехники.
Дальше смотрим на стаж и возраст водителя.
Если вы только сели за руль своей малолитражки и вам меньше 25 лет, стоимость страховки увеличится: 1 680 сомов * 1,4 = 2 352 сома.
В случае с внедорожником 2 436 * 1,4 = 3 410,4 сома.
Молодой мотоциклист заплатит за страховку 756 * 1,4 = 1 058,4 сома.
Дешевле тем, кто старше 25 лет и со стажем вождения больше трех лет. Для них установлен коэффициент 1, и сумма страховки не меняется.
Представим другой вариант. На машине будут ездить двое: муж 30 лет со стажем вождения 10 лет и его молодая 22-летняя жена, которая только получила права.
В этом случае стоимость полиса для малолитражки рассчитывается так: 1 680 сомов * 1 * 1,4 = 2 352 сома.
Если ездить они будут на внедорожнике, придется отдать за полис ОСАГО 1 680 сомов * 1,45 * 1,4 = 3 410 сомов.
Можно заключить договор страхования, где нет ограничения по числу людей, которые могут управлять транспортным средством. Но тогда страховка сразу подорожает до 2 тысяч 688 сомов (1 680 * 1,6). Коэффициент 1,6 установлен и для договора ОСАГО с юридическим лицом.
Нет. При заключении договора обязательного страхования с владельцем автотранспортного средства, зарегистрированного в другой стране, действует коэффициент 2,2, то есть страховка будет стоить 1 680 * 2,2 = 3 696 сомов.
В мировой практике есть коэффициент «бонус-малус». Проще говоря, если вы ездите без происшествий, то и цена на страховку будет меньше. Если лихач и часто попадаете в ДТП, ее цена будет расти.
Однако фактически коэффициент «бонус-малус» начнут применять только через год после введения ОСАГО, то есть при получении второго полиса и далее. Будет создан автоматизированный центр для сбора всей информации о выплаченном возмещении.
Когда данных о владельце транспортного средства, который получает полис, нет, то в договоре ОСАГО ему присваивается класс 3, то есть никаких санкций и послаблений при покупке страховки нет. В первый год страховые компании посчитают, что абсолютно все автолюбители ездят без ДТП и пострадавших.
Это данные о техническом состоянии автомобиля и гарантия для страховой организации того, что ваша машина не несет угрозы для окружающих из-за неисправностей. Фактически это техосмотр. Только делают его не госорганы, а частные аккредитованные центры.
Наличие диагностической карты поможет платить за полис ОСАГО меньше. Но ее отсутствие не увеличит цену.
Да, можно. Стоимость полиса рассчитывают в том числе исходя из срока, на который его берут. Это удобно иностранцам. Им не надо платить большую сумму годовой страховки.
Они могут взять полис ОСАГО, например, на срок от пяти до 15 дней, тогда цена будет 1 680 * 0,2 = 336 сомов.
Цена полиса ОСАГО зависит от всех пяти коэффициентов. Поэтому минимальный тариф для малолитражки на год будет от 1 тысячи 680 до 2 тысяч 200 сомов.
ОСАГО вводят для защиты пострадавших и их прав на возмещение причиненного вреда при эксплуатации авто. Простым языком: если в ДТП вы пострадавшее лицо, страховая организация того человека, который въехал в ваш автомобиль, возместит ущерб вашему здоровью. Виновнику ДТП его страховая компания ущерб возмещать не будет.
Предусмотрены фиксированные выплаты при наступлении страховых случаев:
— за причинение вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего и повлекшего:
— смерть потерпевшего — в размере 300 тысяч сомов;
— установление инвалидности потерпевшему:
I группы — в размере 200 тысяч сомов;
II группы — в размере 150 тысяч сомов;
III группы — в размере 100 тысяч сомов;
ребенок-инвалид — 100 тысяч сомов;
— увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности — в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 100 тысяч сомов;
— за причинение вреда имуществу потерпевших — в размере причиненного вреда, но не более 150 тысяч каждому потерпевшему и не более 450 тысяч сомов всем потерпевшим.
Нет. ОСАГО предусматривает только выплаты пострадавшим в ДТП. Выплаты за причинение ущерба автомобилю относятся к другому виду страхования — КАСКО (страхование транспортных средств от ущерба, хищения или угона). Этот вид страхования в Кыргызстане добровольный.
Чтобы максимально защитить себя от возможных ДТП, нужно покупать два полиса — и ОСАГО, и КАСКО.