Почти забытая основная верхняя одежда кыргызов чапан спустя годы вдруг стала стильной. Если буквально десять лет назад чапан можно было увидеть только в далеких селах, и то редко, то теперь в нем появляются в модных местах, на торжествах и официальных мероприятиях.
Его начали носить иконы стиля, звезды шоу-бизнеса, руководители страны. А отношение иностранцев к чапану дизайнеры называют «любовью с первого взгляда».
О популярном тренде 24.kg побеседовало с основательницей студии Chapan Жумагуль Сариевой.
Жумагуль Сариева спешно готовится к очередному показу мод, внося последние изменения и дополнения в коллекцию.
В год студия Chapan создает 5-6 коллекций и участвует в не менее десяти показах в Кыргызстане и за рубежом.
В начале нового года поедем в Париж, у нас намечены участие в Неделе моды и встреча с мэром города. Это будет обмен опытом.
Жумагуль Сариева не дизайнер по образованию, но талантливые гены определили ее судьбу.
Мать-рукодельница изготавливала ширдаки для приданого девушек города Мин-Куша Нарынской области. А отец — мастер по изготовлению тундука для юрты.
Возможно, если бы я работала в другом направлении, нужно было бы дизайнерское образование. Но в этнике я чувствую себя больше, чем просто дизайнер. Я шью не вещь, а историю, культуру, быт и дух кыргызов. Меня вдохновляет именно то, что наши чапаны несут больше информации, чем обычная одежда.
— Вы говорили, что любите рисовать. Это помогает вам при создании чапанов?
— Во время зарубежных поездок часто акцентируют внимание на цветовой гамме нашей продукции. Отмечают, что мы смогли сочетать несочетаемое. Думаю, это именно из-за моего интереса к рисованию.
— А как решили, что чапаны могуть быть модной одеждой? Не боялись, что вас засмеют?Кыргызстан может гордиться дизайнерами, художниками и ювелирами. У нас очень много талантливых людей. Именно они визитная карточка страны.
Жумагуль Сариева
— Был страх. Ведь чапаны носили только в горах, глубинках. Во время презентации нашей первой коллекции даже журналисты говорили, что я решила переодеть городских в сельскую одежду — в чапан доярки и пастуха.
Впервые мне чапан заказали для фильма «Курманжан датка». Тогда, прочитав отзывы на костюмы актеров, поняла, что к чапанам есть интерес.
В первой коллекции было 70 чапанов. Мы пригласили всех дизайнеров страны, рукодельниц и сделали показ. Портфолио готовили на бульваре Молодой Гвардии. Мы вышли на улицу и просили молодежь, женщин и детей сфотографироватся в нашей одежде.
Когда увидела детей в чапанах, вера в правильность выбора укрепилась.
— Но сегодняшние чапаны отличаются от тех, что носили раньше...
— Можно было бы в чапанах ничего не менять. Они сами по себе красивые, экологичные, из хлопка и хлопковых материалов и прочные, так как делались вручную.
Например, подол был широким, чтобы было удобно садиться на коня. Сейчас с таким подолом некомфортно водить машину. Длина рукава тоже зависела от климатических условий региона. Сегодня с длинными непрактично.Но раньше они были адаптированы к быту кочевников, сельской местности. А мы их перенесли в современную, городскую жизнь.
Жумагуль Сариева
Учитываем спрос. Например, заказывают более нарядные чапаны для тоев, торжеств.
Появились классические модели. Для чиновников сшили более строгие костюмы.
У нас есть вещи для самих маленьких — одеяла для выписки из роддома. Я радуюсь, когда с первых дней детей закутывают в этническую вещь, пропитанную духом предков.
В 2016 году работали над костюмами участников Всемирных игр кочевников, старались каждому герою сделать одежду, соответствующую его виду деятельности. Например, лучникам сделали с боковым разрезом.
— При трансформации этнической одежды существует риск потери первобытности?
— Сначала мы даже не знали, как сделать карманы. Раньше в чапанах не было карманов и пуговиц. При каждом изменении стараемся сохранить традиционный вид.
— Из стран Центральной Азии мы первыми начали модернизировать чапаны. Но надо отдать должное: узбеки и таджики до сих пор носят свою традиционную одежду.
У меня часто спрашивают, как нам удалось возродить этнику и сделать ее модной. Ведь у многих народов это не получается. Были даже предложения из соседних стран выступать от их имени, но я отказалась.
Эту работу я начала не как бизнес. Хотела сохранить одежду наших предков. Чтобы не стыдясь ее носили на улице, чтобы наша культура не лежала в сундуках.
Сейчас выбрала себе молодых учениц. Я могла бы работать с более зрелыми женщинами, которые знают технологию изготовления, но хочу не просто научить молодых шить чапаны, но и передать им философию, историю.
В будущем хочу написать энциклопедию, книгу про чапан.
— А какие модели предпочитают в зарубежных странах?
— Для них я меняю модели. Например, если верхняя часть жилет, то снизу делаем юбочку. А цвета выбираем из мировых трендов. Но если одежда для России и Японии — у них свои цветовые гаммы.
В Кыргызстане тоже разные предпочтения. Например, для южных регионов делаем более яркие цвета, так как у них солнце светит ярче. А на севере наоборот.
Вещи студии продают не только в Кыргызстане. Их можно найти в Алматы, Сан-Франциско, Анкаре.
Кстати, во время последнего визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана его супруга Эмина Эрдоган после показа купила чапаны для своих невесток и внуков.
— Да, в Турции многие видные персоны носят наши чапаны. В Европе, России, Болгарии, США. В Европе есть знакомые модельеры, которые постоянно заказывают. У меня есть их мерки, по ним делаем и отправляем. Много заказов получаем из Кореи.
Один раз надевший чапан его уже не снимает.