12:37, 03 ноября 2014, Бишкек - 24.kg , Каныкей МАНАСОВА
Правительство Кыргызстана еще в 1995 году утвердило 2 ноября Днем работника культуры, подчеркнув тем самым важность и непреходящее значение данной сферы в духовной жизни страны. С тех пор менялись правительства, руководство ведомства, а сама сфера оставалась в плачевном состоянии. С вопроса о том, насколько важны для национального единства духовные скрепы, началась беседа корреспондента ИА «24.kg» с художественным руководителем Бишкекского городского драматического театра имени А.Умуралиева, заслуженным деятелем культуры КР, театральным экспертом Айгуль Умуралиевой.
- Безусловно, духовные скрепы важны для любого народа, этноса. Вопрос в том, на чем зиждется духовная сфера. Культура – это возделывание, культивация. Исходя из этого термина, можно проанализировать ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в республике. Из истории создания и развития кыргызского театрального искусства известно, что в первую очередь в годы становления советской власти театр был средством пропаганды нового образа жизни. То есть нес функции просветительского и воспитательного характера, как, впрочем, и весь советский театр, и имел идеологическую платформу. Разве новое суверенное государство Кыргызстан провозгласило идею культурного строительства страны? Хотя формально была такая программа первого президента - «Маданият» - вполне вменяемая, но совсем не структурированная и не финансируемая в то время.
Я задаю себе вопрос: что такое патриотизм? Для меня патриотизм – это честно, качественно делать свою работу на своем месте. Что такое духовные скрепы? Это объединение людей на главных этических, нравственных, эстетических основах. Мне кажется, что когда началось противопоставление национальной отечественной культуры достижениям мировой, когда нацию начали делить на кыргызов и киргизов, это и был водораздел между городской и сельской культурой, между кочевой и оседлой ментальностью и так далее. Объединить созидательные силы общества для развития страны – главная задача тех, кто взял на себя ответственность управлять страной, обществом.
- Согласны ли вы с утверждением, что можно написать замечательные законы и даже решить основные проблемы экономики, но если нацию не объединяет единый культурный код, то ее ждут потрясения?
- Согласна. Есть такое выражение «Не хлебом единым жив человек». Культурный код нации? Что определяет культурное пространство страны? Сегодня это баланс между традиционными и привнесенными ценностями. Можем мы назвать это культурным кодом? Возможно. Но кто-то ведь управляет процессом развития страны, а стало быть, планирует культурное строительство, формирующее этот код.
- Культура – понятие очень широкое. Что она означает для вас?
- Культура – это уровень жизнедеятельности. Наверное, каждый дает определение своего соответствия понятию «культурный человек». Это не только и не столько принадлежность к той или иной профессии, сколько твое внутреннее убеждение в соблюдении человеческих заповедей.
- В чем сверхзадача отечественной культуры? И как расставить приоритеты?
- В развитии искусства. Культура – это базис, искусство раздвигает границы миропонимания, мировидения. Насколько я понимаю, сегодня одна из главнейших задач отечественной культуры - сохранение инфраструктуры, то есть учреждений культуры.
Приоритеты – вопрос сложный, а он требует отдельного времени и размышлений.
- Дома и дворцы культуры находятся в плачевном состоянии. Как сохранить инфраструктуру отрасли на селе и за счет чего?
- Сохранение очагов культуры на селе связано с концепцией культурного строительства страны. И с приоритетами.
- Одна из центральных проблем нашей культуры – кадры, их отток обусловлен низкими зарплатами. Как решить ее?
- Это самый больной вопрос сегодня. К сожалению, вынуждена констатировать, что за все годы формирования кадров в области театрального искусства в стране не сложилась своя школа как институт подготовки профессионалов. Культура и искусство, к сожалению, финансируются по остаточному принципу, что ставит работников культуры на самый низкий социальный уровень в обществе. Для того чтобы исправить ситуацию, нужна упорная и целенаправленная работа руководителей страны.
- Когда вы впервые «заболели» театром? Когда поняли, что он является сильнейшим средством в борьбе с бездуховностью?
- Первая встреча с искусством определяет во многом и судьбу человека. Моя состоялась в 4 года, когда я увидела балет «Спящая красавица». Это и определило всю мою жизнь. Искусство созидает душу человека, его мир красоты и его желание созидать мир гармонии. А стало быть, и его путь борьбы с бездуховностью. И не у всех это бывает осознанно.
- Что помогает вам держать коллектив на плаву? Каков ваш секрет успеха?
- Все достаточно условно. Мы стараемся строить театр согласно концепции: эстетизация театрального зрелища, преодоление сложившихся стереотипов, эксперимент в разных видах и формах исполнительского искусства, сохранение и развитие традиционных видов культуры, сотрудничество с деятелями культуры и искусства разных стран.
Секрет успеха? Что такое успех? Я пока не ощущаю успешности моей работы.