Сегодня отмечается Всемирный день писателя. По этому случаю о роли литераторов в жизни общества ИА «24.kg» встретилось с главным редактором электронной библиотеки «Новая литература Кыргызстана», писателем Олегом Бондаренко.
- Что сегодня происходит в цеху писателей Кыргызстана?
- Если в двух словах, то литература живет. В ней идут сложные, порой мучительные процессы, остро ощущается смена поколений в контексте постепенного перехода от бумажных книг к цифровым. Но в целом она живет. Дело в том, что закономерность появления талантов в обществе не зависит от кризисов, лихолетья, цифровых мучений и тому подобного. Некоторая часть людей рождается с креативными способностями, литературным даром, и – хоть ты тресни! – будет его проявлять. Может быть, не сразу, но со временем - обязательно. Поэтому писатели в Кыргызстане есть, на мой взгляд, очень интересные. Они творят, жалуются на отсутствие читателя, невнимание властей, но - пишут. И будут писать.
Ожил Союз писателей. Его сейчас возглавляет Акбар Рыскулов - прекрасный человек, организатор, лауреат Государственной премии имени Токтогула в области литературы за 2014 год. Он хорошо понимает проблемы писателей. В стране проводится ряд конкурсов: это, помимо Госпремии, конкурс «Арча» журнала «Жаны Ала-Тоо», конкурс АУЦА «Золотая табуретка». Готовится новый литературный конкурс «Красное яблоко» - к дню рождения Айтматова. Сейчас объявлен конкурс «Война и мир глазами молодых», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, наши авторы участвуют и в зарубежных «Русской премии» и премии Махмуда Кашгари (тюркоязычная). В городе Казани на международном форуме тюркоязычных народов 2015-й объявлен годом кыргызского народного писателя Омора Султанова.
- Каково в целом состояние литературы КР в 2015 году?
- Хорошее. Я прошу четко различать две вещи: литература как таковая, как общий пласт культуры, и книгоиздание, поддержка книги и уважение к ней. Как показала практика, это не одно и то же. Так вот, отечественное книгоиздание влачит жалкое существование, оно в состоянии кризиса. Книг издается недопустимо мало. Но факт и то, что литература при этом не умерла, она существует параллельно, несмотря на тяжелые времена с ее внешним выражением – через изданные книги.
Быть изданным – радость для писателя. Но и при отсутствии издания литератор жив, просто он находит другие формы для донесения своего творчества до общества. Это могут быть общественные чтения и самиздат, журнальные и газетные публикации, участие в конкурсах и писательских семинарах, наконец – публикации в Интернете. Интернет при всех недостатках с точки зрения писательского ремесла оказался чрезвычайно удобен для популяризации произведений.
Именно Интернет сегодня позволяет ряду отечественных прозаиков и поэтов выходить на массового читателя и даже на зарубежного издателя. Среди них Талип Ибраимов и Мар Байджиев, Турусбек Мадылбай и Владимир Михайлов. Как минимум двоих наших авторов издали в Канаде – это Рахим Каримов и Александр Зеличенко. Также благодаря возможностям Всемирной паутины.
- В чем вы видите миссию современного писателя?
- Миссия писателя – писать. Хорошего писателя – хорошо писать. Творить. Выражать себя через творчество. Не потому, что ему так хочется, а потому что так ему доверено высшими силами, он выбран из многих других, чтобы посредством слова улучшить мир и человека. Можно сказать, через прозу и поэзию создается мост между читателем и небом - в значении «космос», нечто высшее и духовное, но не в религиозном смысле, а в культурном, цивилизационном, внутреннем, нравственном. Роль писателя – и быть этим мостом.
- Не кажется ли вам, что сегодня литератор перестает быть нравственным ориентиром для общества? Если это так, то в чем причина подобного положения вещей и надо ли что-то менять?
- Да, сегодня роль писателя меняется. Но не принижается, а, как бы сказать, теснится, пуская на пьедестал еще и некоторых других претендентов, альтернативных.
Раньше духовность и культура находили выражение в традиционных областях, число которых было ограничено: литература и искусство, то есть театр, живопись, музыка, прикладное искусство, архитектура. Позже добавились кино и телевидение, то есть круг расширился. Сейчас же, в XXI веке, мы лишь наблюдаем картину еще большего расширения этого круга. Цифровая революция и современная жизнь внесли дополнения. К списку можно прибавить огромную массу всего, что с полным правом можно назвать новым и даже совершенно новым. Это компоненты массовой культуры, от комиксов до грандиозных шоу-постановок, различные фестивали, телемосты, суперконцерты (порой невероятно талантливые), цифровая переписка и цифровое общение – выражение себя через блоги и сайты, которые сами по себе могут претендовать на то, чтобы считаться искусством. Всякие флешмобы, являющиеся по сути одним из новых ответвлений театра, компьютерное искусство, в том числе компьютерный дизайн, работа с 3D-принтерами и так далее и тому подобное.
Все это отнимает долю человеческого досуга, да и не только досуга – основного, в том числе рабочего, времени. Удельный вес собственно литературы в этом списке снижается, и менее заметным становится влияние литераторов, мастеров слова. Само по себе это не может считаться плохим. Это говорит лишь о грандиозном расширении возможностей человечества, в том числе в нематериальных областях. Радоваться этому нужно, а не горевать. И вовремя подстроиться, приняв изменения. Как говорят знатоки тактики и стратегии: поддаться, чтобы устоять.
- Как вы считаете, должен ли современный писатель заявлять о своей политической позиции?
- Этот вопрос старый, как мир. И всегда на него находилось два ответа. Первый: не нужно лезть в политику, нужно быть выше нее, писать о любви или неких особых сферах, вроде как Марсель Пруст, Джеймс Джойс или же Александр Дюма-младший. Второй: писатель всегда должен быть в гуще событий, критиковать действительность, как в свое время выходили в Западной Европе критиковавшие все и вся литературные памфлеты. Такой точки зрения придерживается, например, нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса.
Есть и «промежуточная» точка зрения – как у Франца Кафки: говорить вроде бы о чем-то отстраненном, но при этом получается, что автор самым серьезным образом отражает свое время, эпоху и по существу дает ей убийственную характеристику, выносит приговор.
На самом деле на вопрос, который вы задаете, каждый художник и литератор должен отвечать для себя сам. Универсального ответа нет. Можно и нужно выражать свое мнение, позицию по политическим вопросам, даже если это произведение о любви, как это удается, например, чешскому прозаику Милану Кундера («Невыносимая легкость бытия»). Или же без любви к женщине, но с любовью и глубоким уважением к человеку как таковому и принципам гуманизма, как у Владимира Михайлова (роман «Русский садизм»). Да, можно и, думаю, нужно обличать.
Но правда и в том, что обличение – не единственная суть литературы, а лишь один ее аспект. Посмотрите на трилогию Джона Толкиена, да и на всю литературу фэнтези, фантастику. Я очень люблю книги Станислава Лема. Он обличает? В общепринятом смысле слова - нет. Но он задумывается. А это даже больше, чем обличение. Уметь думать, мыслить и через это чувствовать – вот, наверное, для чего нужна литература. Поэтому на самом деле имеют право на жизнь все интересные литературные формы, в том числе и затрагивающие политику. Как писал Вольтер, все жанры хороши, кроме скучных.
- Есть повод у кыргызстанских писателей смотреть в будущее с оптимизмом?
- Бытового, повседневного оптимизма я бы посоветовал избегать. Наивно думать, что, мол, в 2015 году все станет хорошо, все проблемы решатся. Есть основания думать, что многие проблемы деятелей литературы и искусства лишь обострятся, особенно в свете негативных внешнеполитических событий с блокадой некоторых стран и вынужденным обособлением их культурной жизни.
Но если говорить не о сиюминутных тенденциях, а развитии культуры как таковой, учитывая совершенно невероятные возможности, которые перед ней открываются благодаря новейшим технологиям и молодым поколениям очень талантливых людей, то литература недалекого будущего мне представляется чем-то восхитительным. Это мощнейший пласт новой, возможно, некой «цифровой» духовности, к которой мы пока не привыкли, но которая сейчас постепенно дает о себе знать, потому что находится в стадии формирования. Боже мой, как же повезло тем, кто идет вслед за нами!