02:39
USD 86.80
EUR 91.17
RUB 0.82

Чолпон Тентиева: Зритель сейчас приходит в музей более информированный, любознательный, пытливый

Сегодня отмечается Всемирный день экскурсовода. Именно эти люди встречают нас, когда мы приходим в музеи, на выставки, в новых путешествиях решаем изучить историю того или иного города и городка, памятники культуры.

Накануне праздника искусствовед, руководитель отдела научной пропаганды истории искусства КНМИИ имени Г. Айтиева Чолпон Тентиева рассказала ИА «24.kg» о своей профессии.

- Почему вы решили стать экскурсоводом?  

- Придя в музей в качестве арт-менеджера, я и не предполагала, что когда-либо буду вести экскурсии и стану руководителем отдела научной пропаганды истории искусства (в международной практике - PR & Visitor Services). Но для меня, искусствоведа по образованию, работать с людьми - приглашать их в музей, увлекать историей создания произведения, передавать ощущение того или иного времени или заниматься анализом произведения искусства - оказалось увлекательным и интересным процессом, вызывающим большой восторг. И моя первая экскурсия в музее была проведена для официальной делегации правительства Австрии во главе с президентом Хайнцем Фишером с супругой. Это была незабываемая встреча, которая длилась более часа. Интерес и доброжелательное отношение со стороны самого высокого гостя помогли мне провести, думаю, интересную и оживленную экскурсию.

- Какие черты характера и профессиональные качества необходимы экскурсоводу?

- Большая любовь к своему делу, отличное знание экспозиции, интерес к истории, навыки презентации, любовь к чтению…

Путешествие по музею, знакомство слушателей с изобразительным искусством - специфика работы экскурсовода, которая превращает его в высококлассного педагога со знанием основ психологии. Каждая экскурсия - это маленький «театр со зрителем», с овациями или множеством вопросов. И если это так, значит, он достиг своей цели - слушатель задумался, появились вопросы, и есть дискуссия. Ведь работа экскурсовода является важной составляющей в построении системы арт-медиации. Он является мостиком, тонкой незримой связующей между произведениями искусства и слушателем.

К примеру, чтобы подготовить одного экскурсовода, требуется как минимум до 7 месяцев. Необходимо пройти экзамен по истории мирового и кыргызского изобразительного искусства, сдать экзамен по каждому экспозиционному залу. Процесс длительный и требует большой концентрации внимания, детального изучения экспонатов, знания методики преподавания в стенах музея. После успешного прохождения всех испытаний экскурсовод набирает опыт проведения экскурсий, приобретает навыки публичной презентации, учится «чувствовать» группу, определяет наиболее подходящий и доступный уровень информации. Ведь наш музей открыт для посетителей всех возрастов - от дошколят до самого почтенного возраста. Нередки экскурсии для правительственных делегаций разных стран. Мы тесно работаем с посольствами разных государств в КР.

- А зачем экскурсовод вообще нужен в наше суперинформационное время, ведь есть Интернет, все всем доступно. Может, экскурсовод – это пережиток прошлого? Или он для ленивого зрителя?

- Экскурсовод, как путеводитель и хранитель информации, может открыть новые грани, раскрыть сущность и ценность экспоната (художественную, историческую, археологическую). Живая, эмоциональная передача и работа непосредственно с экспозицией привносит свои плюсы в эффективность восприятия информации.

На вопрос о ленивом зрителе отмечу, что, напротив, зритель нынче более информирован, любознателен, пытлив, да и мнителен, и это вносит свои коррективы в нашу работу.

- В чем специфика работы музея имени Г.Айтиева?

- Сегодня музейное собрание насчитывает около 18 тысяч единиц хранения. Структурное деление коллекции ведется по видам изобразительного искусства: фонды живописи (около 4 тысяч экспонатов), графики (около 9 тысяч 600), скульптуры (около 1 тысячи), декоративно-прикладного искусства (более 3 тысяч).

Основные функции музея заключаются в создании коллекций, хранении, изучении, документировании, экспонировании, а также образовательно-воспитательной функции. Так как музей является главной художественной сокровищницей нашей страны, коммуникативная функция культурного посредничества выступает на первый план развития учреждения.

- Какие выставки проходят в музее, как часто проводятся экскурсии? Участвуете ли в выездных экскурсиях?

- Каждый год проходит множество выставок, презентаций, семинаров, мастер-классов, конкурсов, фестивалей. Общее количество передвижных выставок в музее составляет более 50 в год. Реализуются международные выставочные проекты.

Конечно же, многие из перечисленных мероприятий вызывают интерес публики. Мы работаем с каждой выставкой, изучаем и готовим материалы для работы с посетителями, СМИ. Координируем направление «Связь с общественностью», и это обширное поле деятельности приводит к нам посетителей. В рамках музейно-образовательных, выставочных проектов мы проводим выездные мастер-классы и интерактивные экскурсии.

- Накладывают ли современные условия отпечаток на вашу работу?

- Конечно, любое время диктует свои условия. Если в советскую эпоху в вопросах пропаганды изобразительного искусства, интереса к деятельности музея был виден огромный спрос (если сравнивать с нынешней ситуацией) - модель «Спрос рождает предложение», то сегодня для решения проблемы, привлечения интереса к работе музея мы предлагаем модель «Предложение рождает спрос».

Сегодня у нас есть образовательные проекты «Уикенд в музее», «Музей без границ», «Студенческий лекторий» и другие. Предоставляются экскурсионные услуги на кыргызском, русском, английском языках. Достигнуто партнерское соглашение с международными организациями Sprahlenzentrum, Alliance Française Bichkek о предоставлении гидам бесплатного языкового обучения для организации экскурсий на немецком и французском языках.

К слову, социальный проект «Музей без границ» для воспитанников детских домов и детей с ограниченными возможностями создан при поддержке международной благотворительной организации Lions Club Bishkek в 2014 году. В рамках проекта разработаны интерактивные экскурсии по специальной программе для детей и подростков с учетом рекомендаций специалистов (психологов, педагогов). В 2015 году мы планируем презентации новых музейно-образовательных проектов.

- Можно говорить, что сейчас формируется или уже сформировался экскурсовод нового типа? Есть будущее у этой профессии?

- В современном мире музееведения сформировался новый – коммуникационный – подход, при котором посетитель рассматривается в качестве полноправного участника процесса общения, собеседника и партнера музея, а не пассивного слушателя и зрителя.

Да, будущее у профессии есть, ведь с каждым годом растет туристический интерес к нашей стране, развивается экотуризм и появляется спрос на культурный туризм. И на этой волне востребованы квалифицированные экскурсоводы и гиды. Если говорить о нашем музее, то для туристов особенно интересна коллекция декоративно-прикладного и народного творчества, это связано с мировой тенденцией и увлечением самобытной культурой каждого народа.

Для развития культурного туризма и профессии экскурсовод необходимо сохранение храмов искусства, храмов истории, а также объектов и памятников культурного наследия.

Как отмечают наши экскурсоводы, увлекшись любимым занятием, можно совершенно забыть о времени и пространстве и попасть в другое измерение – мир искусства.

Бизнес