Кинематографисты во всем мире отметили 28 декабря Международный день кино. Корреспондент ИА «24.kg» встретилась с отечественным кинорежиссером, сценаристом и продюсером Темиром Бирназаровым, который поделился мнением о лентах по госзаказу, возможностях проката, продюсировании, тенденциях в мировом и отечественном кинематографе.
- В Кыргызстане на деньги из госбюджета снят первый фильм - «Курманджан датка». Как думаете, повредит кыргызскому кино или поможет госзаказ на патриотизм?
- Это очень даже хорошо, так как до сих пор государство не уделяло внимания отечественному киноискусству. Но выделять средства надо не только на исторические проекты, но и на ленты с современной, актуальной тематикой.
- Так наш кинематограф справляется с госзаказом на пропаганду?
- Пропаганду чего? Если вы имеете в виду историю, то да. И даже больше - такие фильмы иногда используются властью для отвлечения людей от основных проблем. Если помните, во время Акаева перед референдумом специально сняли 9 роликов с успокаивающей музыкой и прекрасной природой и 2-3 месяца крутили по телевизору. Так сказать, массовый гипноз. Там работала целая группа идеологов. И это тоже государственный заказ.
Но «Курманджан датка» заполнила пустовавшее место в национальной идеологии гордостью. Точнее, дала направление национальной идеологии. Кроме как кино Кыргызстан нечем достойно представлять за рубежом. Есть еще спортсмены.
- Видите ли вы в отечественном кинематографе какие-то точки роста, возможности выйти на европейское пространство?
- Если я скажу, что наши авторские фильмы в Европе знают больше, чем в Кыргызстане, не ошибусь. После развала Союза в Каннском кинофестивале участвовали картина Актан Арыма и моя короткометражка вне конкурса. В Японии получали призы. За последние 15-20 лет полученные международные награды по количеству превзошли призы за весь советский период. В данное время во многих международных фестивалях участвуют и получают признание фильмы молодых режиссеров Наргизы Маматкуловой, Асель Жураевой, Алижана Насырова и других. В Центральной Азии с кыргызским кино конкурирует только казахское.
- Что нужно сделать, чтобы наше кино было понятным и близким иностранному зрителю?
- Фильмы, которые нравятся японцам, могут не понравиться американцам, а то, что нравится американцам, может прийтись не по вкусу арабским зрителям. Поэтому надо снимать, показывать общечеловеческие проблемы - любовь, смерть, доброту, милосердие, гуманизм.
- Идея общего постсоветского культурного пространства еще жива?
- Постепенно исчезает. После развала Союза все бывшие республики в поиске своих направлений. У нового поколения, которое выросло на других понятиях, иные культурные, идейные ценности. Самое главное - не потерять свою национальную идентификацию.
- В КР очень серьезная проблема - прокат фильмов. Есть ли у нас ленты, которые так и остаются непоказанными?
- Все авторские и документальные ленты, признанные за рубежом, отвергаются отечественными зрителями. Например, фильмы Геннадия Базарова «Нонсенс», Марата Сарулу «Брат мой, Шелковый путь», моя лента «Страсть» и другие. Пусть наши зрители не обижаются, но, к сожалению, их интеллектуальный уровень оставляет желать лучшего. Поэтому уже десятый год я неустанно обращаюсь к нашим властям, чтобы включить 90-100 лучших кыргызских и мировых фильмов в школьную программу. Прививая подросткам вкус к эстетическому восприятию со школьной скамьи, мы получили бы думающих зрителей и приобщили бы всех жителей Кыргызстана к единой культуре и традициям. Еще я пытался открыть кинотеатр авторского кино, где мы могли бы показывать авторские и документальные фильмы. Но пока не получается.
- Режиссеры часто говорят о влиянии продюсеров на съемки, их диктате, кого и как снимать. Насколько это допустимо?
- Допустимо. Если фильм коммерческий и производится как товар, то подобная ситуация неизбежна. А чтобы создать высокохудожественное произведение, режиссеру необходимо иметь продюсера, который понимает и поддерживает киноискусство, или иметь собственные деньги для съемок. В мировом кино мало настоящих режиссеров, в основном преобладают кинобизнесмены.
- В каких направлениях, на ваш взгляд, будет развиваться в будущем мировое кино? А кыргызское?
- Мировая киноиндустрия в основном состоит из голливудских фильмов и диктует свои направление, вкус и моду. Второе направление в мировом кинематографе я бы назвал гуманным кино - это в основном иранское и китайское, которые отличаются по тематике и поднимают общечеловеческие проблемы, социальные вопросы. В качестве примеров приведу иранских режиссеров Мохсена Махмальбафа, Самиру Махмальбаф, Маджида Маджиди, Аббаса Кияростами, Джафара Панахи, китайских - Чжана Имоу, Ченя Кайге, Вонга Карвая. Постепенно с изменением мира и развитием технологий изменяются и тенденции в мировом кино, то есть тема, стиль, жанр, визуальная эстетика. Это же происходит и в кыргызском кинематографе. А с появлением понятия «продюсирование» в КР, как и в западных странах, кино превратилось из произведения в товар. Но есть режиссеры, которые занимаются поиском новых форм, визульного языка и темы. К сожалению, таковых мало - так же, как и хороших произведений.
- Какими фильмами отечественного и мирового кинематографа запомнился вам уходящий 2014-й?
- В кыргызском кино это, несомненно, «Курманджан датка» и фильмы моих учеников. А из зарубежных, к сожалению, нет ни одного, который смог оставить впечатление о себе.

