10:17, 22 декабря 2014, Бишкек - 24.kg , Каныкей МАНАСОВА
В Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета имени А.Малдыбаева прошел фестиваль японской оперы. На нем зрителям представили оперу Икумы Дана «Юдзуру» («Журавлиные перья»).
Впервые представители японского и кыргызского оперного искусства исполнили знаменитую оперу выдающегося композитора Икумы Дана в полной версии. На сцене наряду с творческим коллективом театра выступили солисты из Страны восходящего солнца – лауреаты международных конкурсов Акико Хаякава (сопрано) и Ресукэ Ноцу (тенор). Управляли симфоническим оркестром театра оперы и балета Коичи Иноуэ и заслуженный дирижер КР Нурматбек Полотов.
Пьеса известного японского драматурга Дзюндзи Киносита «Журавлиные перья» написана по мотивам легенды. Ее сценическая судьба имеет богатую историю: начиная с 1949 года, когда ее впервые поставил японский композитор Икума Дан, ее название украшает афиши многих театров мира. В основе сюжета легенда о женщине-журавле Цу. У красавицы, спасенной главным героем Ехе, волшебный талант. Она ткет прекрасные ткани из журавлиных перьев. Из этого дара, по мнению злодеев-искусителей Ундзу и Соудо, можно извлечь большую пользу, если продавать белоснежное полотно в столице. Поддавшись на их алчные уговоры, Ехе заставляет возлюбленную работать на продажу. Цу из-за боязни потерять супруга соглашается, но с условием: не подглядывать за ней. Но, как во всякой сказке, следует нарушение запрета. Любопытным взорам Ехе и его дружков, заглянувших в ткацкую, предстает белый журавль. «Так вот кто на самом деле ткет полотно!» - торжествуют стяжатели. А Цу, опустошенная вероломством любимого и людской жадностью, не может оставаться в человеческом облике, она покидает его и возвращается в небо. Красивая и немного грустная сказка. Тем не менее развитие сюжета дает возможность поразмышлять о многих житейских ситуациях и придает самый возвышенный интерес к японской опере.
Гости из Страны восходящего солнца продемонстрировали высокий класс. Особенно впечатлило исполнение партии Цу. Эта роль - самая сложная в партитуре оперы, требующая особой гибкости в передаче гаммы чувств героини, жертвующей жизнью во имя любви. И блестяще звучащее в арии Цу сопрано - самый щемящий и возвышенный момент оперного действа.
В первую очередь успехом опера обязана великолепной музыкальной партитуре, сочиненной композитором Икумой Даном. Ее гармоническое очарование - в сочетании мелодической стройности классической музыки с мудростью народных созвучий. Написав оперу более полувека назад, Икума Дан не переставал совершенствовать «Юдзуру» и ее архитектонику до смерти в 2001-м. Он оставил сочинение, позволяющее оценить чистоту и завершенность его творческого замысла.