Ош: мелодии и ароматы этнофестиваля

16:29, 06 июня 2016, Бишкек - 24.kg , Каныкей МАНАСОВА

Ош прекрасен в любое время года. В этом убедились, пожалуй, все участники и гости (в том числе и корреспондент ИА «24.kg») I Международного фестиваля этнокультуры, благодаря которому они побывали в южной столице республики. Здесь впервые в рамках Года истории и культуры прошел яркий праздник этносов, проживающих в Кыргызстане.

Организаторы постарались сделать программу фестиваля разнообразной. На два дня на нескольких километрах улиц Оша творческие коллективы и фольклорные ансамбли, дизайнеры национальной одежды и модельные агентства, мастера прикладного искусства, художники и ремесленники, исполнители национальных обрядов, мастера национальной кухни развернули свои шатры, палатки, подиумы, сцены, площадки под открытым небом.

Фестиваль проходил по разным направлениям: этномузыка, этномода, ремесленничество, живопись, национальная кухня, антиквариат и букинистическая литература. В городе шли мастер-классы по рукоделию, ремесленничеству, ковроткачеству, изготовлению национальной одежды и приготовлению национальных блюд. Завершился праздник на центральной площади города гала-концертом с участием мастеров искусств и звезд отечественной эстрады и салютом. Это если рассказывать о фестивале официальным языком. Но ведь за два дня накопилась масса позитивных впечатлений от акций, встреч с интересными людьми, эмоций, которые вызывает сам Ош – старинный и молодой. О них и пойдет речь.

Вечный источник

Фестиваль удался. Задумывался и проводился он в первую очередь для людей, и, судя по выражениям их лиц, разговорам, улыбкам, пришелся им по душе. Несмотря на зной, оба дня на всех площадках было много зрителей, по двое-трое или группами они передвигались от одной площадки к другой. Мне, к слову, удалось увидеть то, что происходило на всех шести площадках.

Безусловный интерес у зрителей вызвал конкурс дизайнеров по направлению этномода, проходивший на установленном подиуме прямо перед входом в Ошский национальный драматический театр имени С.Ибраимова. Более 40 молодых профессиональных и начинающих дизайнеров, студентов профильного факультета вузов и колледжей приняли в нем участие. Глядя на их коллекции, становилось понятно, что современную индустрию моды в республике сегодня трудно представить без фольклорно-этнического направления. Кыргызский национальный костюм является неиссякаемым источником для создания новых моделей современной одежды.

Со мной согласилась дизайнер-модельер центра моды, стиля и красоты «Подиум» Асылжан Камбарова: «Фольклорные линии этно придают почти каждой коллекции экзотику, яркость, гламурный шик, создают настроение своими редкими деталями или даже становятся стилем жизни. Дело здесь не только в своеобразных фасонах, фактурности тканей, но и в принтировании моделей, колорите акцентов и духовном совершенстве модных линий и силуэтов. Притягательная сила этностиля кроется в эстетичности, функциональности, целесообразности, рациональности кроя и исполнения. При этом этностиль ни в коем случае не отменяет радость эксперимента и новаторство, без которых не может существовать дизайн, ориентированный на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, самые современные веяния моды и самые изысканные запросы потребителей». К слову, этот молодой талантливый дизайнер заслуженно завоевала главную награду на конкурсе по этномоде, продемонстрировав роскошные коллекции «Датка айым» и «Курак ажары».

Алайские апашки

Конкурс по этномоде вообще получился успешным. Одни только алайские бабушки чего стоили! Вы часто видели на модных показах пожилые модели? Нечасто. Я тоже. А вот на фестиваль в Оше специально приехали двенадцать бабушек с Алая, чтобы показать одежду, которую носили их предки: койнок (платье), бельдемчи (распашные юбки), головные уборы элечек, шокуло, на ногах мягкие кожаные сапоги с легкой подошвой – ичиги и маасы. Традиционный национальный костюм они, конечно, дополнили ювелирными украшениями местных мастеров.

Простые сельские женщины с загорелыми лицами и натруженными руками ступали по подиуму с необыкновенным достоинством, без суеты под старинную кыргызскую мелодию, и это выглядело красиво и трогательно. А когда восхищенный член жюри – народный художник КР Юристанбек Шыгаев предложил одной из них сотку, чтобы та попозировала ему, в ответ модель гордым жестом дала ему понять: не надо, у меня своя есть. Затем вынула ее и не без кокетства дала себя сфотографировать. Публика была в восторге, а представительницы Алая - выше всяких похвал.

Площадь мастеров

Издревле Ош был не только точкой, где пересекались торговые пути, но и местом, где веками живут отменные ремесленники. Вот и на фестивале на площади перед Ошским национальным драмтеатром имени С.Ибраимова мастера бойко зазывали зрителей к себе в шатры. Рядом с привычными национальными сувенирами и изделиями для быта из дерева, металла, кости, войлока демонстрировались и необычные вещи. Например, двойной комуз, или инструмент, который я назвала «три в одном»: комузы двух видов и кыяк. Все они соединены меж собой, и играть на них сможет, как пояснил сын мастера, не только виртуоз, но даже обычный музыкант.

Из далекого узбекского города Маргелана на фестиваль прибыли двое уста со своим ткацким станком. И как заведено с давних времен в восточном городе, на глазах у публики они ткали легкую материю из тонких шелковых нитей – боз (бязь по-русски). В их шатре лежали рулоны этой ткани разных цветов с характерным узбекским национальным рисунком, похожим на северное сияние.

Баткенские и ляйлякские ковроделы также присутствовали на выставке-продаже. Несмотря на уникальность изделий и ручной труд, конкуренция высока. Поэтому многие мастера охотно сбавляли высокую поначалу цену за свои ковры. А как же иначе, Восток – дело тонкое…

«Мы не зря назвали этот проект I Международным фестивалем этнокультуры, - прокомментировал происходящее оказавшийся рядом глава Госдирекции по подготовке и проведению Года истории и культуры в КР Султан Раев. – У него обязательно будет продолжение. Мы хотим закрепить этот фестиваль за Ошом, это город старинный, имеющий свою культуру, находящийся на стыке нескольких цивилизаций, эпох. Все это отражается в его облике, и мы должны использовать эту изюминку южной столицы, чтобы привлекать сюда больше гостей, туристов. Губернатор и мэр Оша уже дали согласие поддержать фестиваль».

До новых встреч, Ош!

В отличие от северной столицы южная многократно чище, зеленее и… ароматнее. Клумбы и газоны здесь радуют глаз. Видно, с какой любовью и заботой за ними ухаживают невидимые руки, поливают их и берегут. Да и сами ошане – молодцы: не рвут, не топчут зеленые насаждения, не мусорят и не заплевывают город. И потому просторные площади и старые узкие улочки выглядят свежо и опрятно. Вопрос, в чем заключается секрет такой чистоты, я увезла с собой в Бишкек. Так же, как и множество историй встреч и знакомств с необыкновенно трудолюбивыми и искренними людьми, с которыми меня свел случай на фестивале.

Думаю, что подобных форумов культуры в Кыргызстане должно быть больше. Они не только популяризируют среди широких слоев населения народное художественное и декоративно-прикладное творчество, устанавливают и укрепляют межрегиональные и международные культурные связи, но и делают людей ближе друг к другу и добрее. Это немаловажно. Начало положено, будем ждать следующих фестивалей этнокультуры.

Фото ИА «24.kg» и Госдирекции по подготовке и проведению Года истории и культуры в КР.