16:58
USD 68.90
EUR 80.95
RUB 1.04

Алмакан Найзабекова: Журналисты сегодня активней искусствоведов освещают культурные события и выставки

Если театр начинается с вешалки, то музей – с экскурсовода. Со стороны может показаться, что работа их не требует напряжения и проходит в приятном легком общении с людьми. Между тем экскурсовод должен иметь глубокие знания в разных областях - в истории, искусстве, географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Экскурсовод должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную речь.

Говорим мы об этом сегодня неслучайно: 21 февраля отмечается Всемирный день экскурсовода. В канун праздника собеседницей ИА «24.kg» стала заведующая отделом пропаганды изобразительного искусства и работы со зрителем Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Г.Айтиева, заслуженный деятель культуры КР Алмакан Найзабекова.

- Лингвист по профессии, вы не так давно вступили в свою новую должность. Что подвигло вас сменить сферу деятельности?

- В свое время я окончила Кыргызский национальный университет, факультет иностранных языков, английское отделение. После вуза поехала по направлению в Тянь-Шаньский район Нарынской области и преподавала два года английский язык в кыргызской школе.

Интерес к миру искусства проявился у меня в годы учебы в вузе, когда мы изучали творчество импрессионистов и экспрессионистов. Наш куратор поручила мне подготовить небольшую экскурсию по выставке факсимильных репродукций, которая в то время экспонировалась в музее изобразительных искусств (ныне КНМИИ имени Г.Айтиева). В те годы он располагался в Дубовом парке, в здании нынешней галереи Союза художников. Чтобы не ударить в грязь лицом, я не один час провела в библиотеке имени Н.Чернышевского, и, конечно, очень волновалась, когда презентовала для однокурсников свой материал.

Оказывается, все, что в жизни делается, не случайность. После двух лет работы в школе я вернулась в город и попала в новое здание музея. Я была ошеломлена внешним и внутренним великолепием здания, картинами наших отечественных художников и коллекцией русского и советского искусства. И когда мне сказали, что могу устроиться экскурсоводом, я, ни минуты не думая, подала заявление. Так что в мир искусства я вошла именно как экскурсовод. И сегодня, оглядываясь назад, могу сказать, что эта профессия дала мне очень многое - от умения достойно и уверенно держаться перед публикой разного ранга до умения красноречиво и с гордостью представлять достижения национальной культуры и искусства.  

- Какие черты характера и профессиональные качества необходимы экскурсоводу?

- Прежде всего, экскурсовод должен быть всегда внешне подтянутым, аккуратным и вежливым. Вежливость – достоинство королей, говорят. Именно это качество, а также информированность должны быть присущи гиду, поскольку в музей приходят люди разного возраста и интересов. Миссия этого храма искусства - не только популяризация своей коллекции, но и воздействие на скрытые возможности зрителя, а особенно детей. А для этого экскурсоводу нужно обладать тонким чутьем, чтобы направлять интересы музейных посетителей, приобщать их к духовным ценностям, вызывать у них интерес к музейным выставкам и развивать свои творческие возможности.

Когда я работала сотрудником Фонда «Сорос - Кыргызстан», мы разрабатывали с музеями программу «Стратегии визуального мышления», концепция которой сводится к тому, чтобы развивать мышление у детей средствами изобразительного искусства. Методике этой программы обучали музейных сотрудников в Санкт-Петербурге опытные специалисты из Нью-Йорка. Эта программа успешно реализовалась на протяжении нескольких лет в ряде школ Бишкека, Нарына, Джалал-Абада и Оша.

- Меняют ли современные технические возможности вашу работу?

- Конечно, сегодня музеи отличаются от тех, что были в 80-90-е годы XX века, поскольку техническая оснащенность дала новые возможности для всех отделов учреждения и, в частности, для того, который постоянно работает с посетителями и туристами.

В музее очень часто открываются новые выставки, и информация о них размещается на его сайте www.knmii.kg, в соцсетях. По электронной почте идет активное общение с другими музеями и партнерами, а также с международным сообществом. Сегодня мы хотим сделать музей насыщеннее и доступнее для зрителя. Планируем открыть коммуникативную информационную площадку, в экспозиции которой будут размещены книги, каталоги по изобразительному искусству, искусствоведческие издания и другие. Это позволит получить дополнительную информацию. Книги будут предоставлены из фондов Центральноазиатской сети по культуре и искусству. Ищем средства для издания журнала «Музей и время», проведения тренингов своими силами в Бишкеке и регионах по музейному менеджменту и маркетингу. Без современной технической поддержки здесь не обойтись, конечно.

- Можно сказать, что сейчас в Кыргызстане формируется или уже сформировался так называемый экскурсовод нового типа, или это не про наши реалии?

- Очень хороший вопрос, который волнует сегодня все музеи. У нас в республике до сих пор нет факультетов в вузах, которые готовили бы профессиональных экскурсоводов и арт-менеджеров. Обычно гидами становятся историки, филологи - и чаще представительницы прекрасного пола, несмотря на маленькие зарплаты.

При поддержке опытных музейных сотрудников, реже искусствоведов, поскольку их мало в музеях, экскурсоводы проходят определенную подготовку. Но как только у них появляется возможность получать хорошую зарплату в других организациях или проектах, они покидают музей, поэтому учреждения испытывают постоянную потребность в квалифицированных кадрах. Но сегодня у нас появилась очень талантливая молодежь, которая быстро схватывает материал, владеет техническими навыками, а также несколькими языками.

- В чем специфика работы в музее имени Г.Айтиева?

- Он имеет многолетнюю историю, замечательные страницы в которую вписали основоположники кыргызского изобразительного искусства – Семен Чуйков, Гапар Айтиев, а также первые руководители музея – Александр Илларионович Игнатьев, Кульджаке Ниязалиевна Усубалиева, Салима Сардиевна Шабазова, Майрам Аджибековна Абдыразакова. Эта славная плеяда личностей развивала отечественное изобразительное искусство в самые трудные времена. Сегодня суверенность республики и поддержка со стороны государства могут оказать значительное влияние на расширение музейной коллекции и ее популяризацию через все возможные технические ресурсы и издательскую деятельность.

У мастеров кисти сегодня есть галерея Союза художников, но музей имени Г.Айтиева – это как альма-матер, притягивающая своими историческими корнями и дающая вдохновение художникам и всем, кто переступает порог этого Храма искусства. Поэтому наш музей остается самым крупным хранилищем и центром информации по популяризации изобразительного искусства.

- Как привлечь к работе в музее, а потом удержать молодых экскурсоводов?

- Необходима единая культурная политика государства, которая позволит музеям взращивать и удерживать молодых специалистов через повышение статуса таких учреждений и повышение заработной платы. Ведь культура есть базис современного общества, на котором будет успешно строиться и экономика, и здравоохранение, и сельское хозяйство. И, конечно, необходимо в музеях шире использовать технические новинки, такие, как электронный гид, аудиовизуальные презентации в каждом зале и другие. Должна расти оплата труда, тогда молодежь с техническим образованием и знанием языков будет стремиться попасть в музей на постоянную работу. А сегодня у нас некоторые экскурсоводы, словно залетные птицы, работают на полставки. При таком режиме, я думаю, у них не выработается чувство ответственности и привязанности к музею.

- Есть ли будущее у этой профессии?

- Будущее есть, поскольку есть молодые кадры, которые обучаются в вузах России, Германии, США и других стран и планируют вернуться и применять приобретенные знания именно у нас. К примеру, бывший экскурсовод музея Акзыйнат Шеримбек кызы. Сейчас она обучается в Санкт-Петербурге – в Университете дизайна и технологии, и мы уверены, что у нее есть желание вернуться в родной Кыргызстан и в музей, который дал ей направление и мотивацию на повышение своей квалификации.

- Возможно, у вас есть идеи по поводу новых форм работы со зрителями, планы. Поделитесь ими.

- В Кыргызстане 2016-й объявлен Годом истории и культуры, и уже заметно активизировались школы, вузы и другие учреждения. Хотелось бы воспользоваться этим стремлением общества к прекрасному и вести диалог о роли искусства и культуры в широком плане. Имея опыт работы в международной сфере и общественных организациях, я пытаюсь применить его в музее. Наша работа будет тесно связана также с отдельными творческими личностями и друзьями музея, которые так или иначе развивают свою деятельность в русле культуры и искусства, поддерживают эту сферу.

Мы должны работать в тесной связи с журналистами, поскольку они сегодня активней, чем искусствоведы, освещают те или иные культурные события и художественные выставки. Сегодня и арт-менеджеры активней реализуют различные проекты, в то время как искусствоведы остаются несколько в стороне. А ведь именно через профессиональные аналитические статьи и обзоры должно идти погружение в искусство и широких слоев общества, и сотрудников художественных музеев, поскольку у нас еще нет кузницы профессиональных музейных сотрудников.

Свой уровень они повышают через тренинги, организованные по линии международных организаций. Но ряд проектов и занятий уже проводится нашими учреждениями самостоятельно с привлечением своих музейных экспертов. И эту традицию мы будем продолжать. 

Бизнес