15:20
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96

Алтынбек Максутов: В год истории и культуры мы должны зажечь новые имена

Указом президента 2016-й объявили Годом истории и культуры. В связи с этим приняли решение о создании Государственной дирекции по подготовке и проведению этого Года. А буквально накануне прошла коллегия Министерства культуры, информации и туризма, где не только подвели итоги 2015-го, но и обсудили планы на 2016-й.

ИА «24.kg» побеседовало с министром Алтынбеком Максутовым и выяснило, что именно предстоит сделать в республике в рамках Года истории и культуры.

- Разговор хотелось бы начать с темы юбилеев, за сокращение которых высказался драматург Бексултан Жакиев, и их действительно сократили. Но нашлись и недовольные, в частности депутат Жогорку Кенеша Рыскелди Момбеков (СДПК). Что скажете?

- Хочу заметить, что юбилеи никто не убирал, и праздновать их будут, но только в другом формате. Проводить все торжества на государственном уровне нецелесообразно с точки зрения ресурсов. И речь не о деньгах - в год на все юбилеи тратится около 1,6 миллиона сомов - а о том, что из-за такого объема мероприятий, которые легли на наши плечи, работа министерства практически остановилась. Вместо этих 70-80 проектов лучше бы претворили в жизнь такое же количество проектов по улучшению условий работы, жизни работников культуры. Вот это было бы правильно!

Мы поняли, что постоянно занимать помещения тех же театров или филармонии, отрывать студентов от учебы и загонять их на мероприятия – неверно. Ведь нам приходилось проводить юбилеи, относящиеся и к другим министерствам. Допустим, юбилей выдающегося медика, где я зачитываю доклад – но я не понимаю, о чем речь, я ведь не доктор. Поэтому решили, что отныне узкопрофильные юбилеи – врачей, учителей, ученых – будут проводить сами ведомства или творческие союзы. И необязательно, чтобы это были концерты, может, они захотят провести симпозиум или научную конференцию, семинар – в общем, на свое усмотрение, и так будет лучше. На нас же ложится ответственность за Игры кочевников, 25-летие независимости, столетие Уркуна, юбилей Жусупа Баласагына и еще несколько мероприятий.

Вообще мы в этом году будем работать по трем программам. Это празднование Года истории и культуры, для чего создали дирекцию и предусмотрели около 200 различных мероприятий на всех уровнях. Также мы начинаем воплощать в жизнь программу развития культуры, которую разработало министерство. Это долгосрочный проект, рассчитанный на 2016-2020 годы и предполагающий проведение около 100 ежегодных мероприятий.

Но самое главное - программа по развитию культуры в регионах, наша основная задача сейчас – поднять уровень культуры по республике в целом.

- Это ж сколько денег надо на все?!

- Согласен, деньги нужны, но можно обойтись малыми средствами, если изменить подход. Во-первых, мы сейчас активно, практически каждую неделю встречаемся с деятелями культуры – я не делю, государственные они служащие или общественные. Но мы им предлагаем сотрудничество. То есть если они хотят провести какое-либо мероприятие, осуществить проект – пожалуйста! Мы готовы помочь, чем сможем, и задействовать все наши ресурсы, но организация и поиск спонсоров ложится на их плечи.

Мы же готовы предоставить площадку, освещение в государственных СМИ, то есть оказать всяческое содействие и сделать все, что в наших силах, но организацией должны заниматься инициаторы.

Во-вторых, надо изменить политику популяризации культуры, когда мы говорили, что люди должны приезжать в столицу, другие города и ходить в театры, музеи. Мы не должны ждать, когда они приедут, и ехать к ним, на места.

- То есть если гора не идет к Магомету…

- Совершенно верно. На этот год мы наметили проведение около 1000 гастролей. Если учитывать, что у нас 23 театра, то получается около 50 выездов на одно учреждение.

- А на какие средства их вывозить? Это же затраты на транспорт, проживание…

- Будем копить и использовать спецсредства (деньги, которые зарабатывают государственные структуры, предоставляя услуги. – Прим. ИА «24.kg»). Для начала достаточно, чтобы творческие коллективы просто обеспечили свои расходы, на второй год можно будет говорить о самоокупаемости, и только потом пойдет прибыль. Сейчас мы должны засеять поле, чтобы в будущем получить всходы.

- Но как людям, которые получают-то не так много, сказать: съездите туда-то, может, ничего не получите, но хоть покатаетесь?

- Для этого мы запускаем в 2016 году программу конкурсов. Будем выявлять лучших среди актеров, музыкантов, танцоров, режиссеров, драматургов. На эти цели предусмотрено 30 миллионов сомов. Нам нужны новые имена, талантливые люди, которые станут примером для всех не только в культуре, но и в масштабах страны. Которыми мы будем гордиться и которых будем продвигать на международном уровне.

- И куда пойдут эти талантливые да одаренные работать? Состояние наших театров, не всех, но многих и постановок оставляет желать лучшего.

- Эту проблему мы будем решать путем аттестации и реформы театров, надеемся в первом квартале 2016 года получить первые результаты. Реорганизуем так называемые ХЭКи – художественно-экспертные комиссии, изменим критерии их работы, принципы формирования. Им предстоит провести оценку спектаклей, причем новые и те, что в репертуаре давно, оценим отдельно. Всем постановкам присвоим разряд – первый, второй, третий. В случае если будет дана низшая оценка – третья, будет ставиться вопрос о соответствии занимаемой должности директора учреждения, худрука и так далее, то есть ответственных за этот спектакль.

- Оцениваться будет постановка в целом или востребованность у зрителя?

- И ее популярность, и качество работы исполнителей: драматурга, режиссера, актеров, вплоть до костюмеров, гримеров, осветителей и так далее.

- А судьи кто?

- В ХЭК войдут 7 человек – это и представители министерства, и деятели культуры, зарекомендовавшие себя, профессионалы своего дела. Все расходы по работе ХЭКа возьмет на себя министерство, а не аттестуемое учреждение, дабы избежать конфликта интересов и давления. Причем состав комиссии будет меняться и обновляться, чтобы не было соглашательств и договоренностей. В регионах членов ХЭК будут сопровождать наши юристы и работники, которые будут снимать процесс на видеокамеру, вести аудиозапись. Это на случай того, если возникнут спорные ситуации и понадобятся доказательства. Причем ХЭКи будут созданы везде: в кино, в театре, в музыкальных учреждениях и так далее.

- Как бы не получилось, что более половины и работников, и спектаклей вообще отсеется…

- Поэтому мы и говорим о новых именах. Сейчас договариваемся с Минобразования и хотим провести среди учеников школ театральный фестиваль. Сначала в районах, где занявшие первые три места поедут на областной конкурс. Там они будут выступать в театре под руководством мастеров сцены. Победители же в области – также первые три места – в марте приедут в Бишкек на фестиваль, посвященный Дню театра. И тут они не только покажут себя, но и смогут посетить мастер-классы, с ними проведут занятия именитые режиссеры, актеры. Все это покажем по телевидению, их пригласят на радио, и когда сверстники этих ребят увидят результаты, скажут: я тоже так хочу.

- Эффект бабочки? Попытка оторвать детей от интернета, компьютерных игр и телевизора?

- Да. Ведь сейчас как? Дети выходят в сеть, но мы не можем контролировать, что они смотрят, кто на них влияет. А мы хотим им предложить альтернативу. Например, будет организован фестиваль любительского кино. В течение двух-трех месяцев будут приниматься мини-фильмы, снятые на домашнюю видеокамеру, планшет, да хоть на телефон. Сначала отберем лучшие в районах – первая десятка. Почему десять? Просто кино в область может привезти один режиссер, это не театральная постановка с множеством людей. А уже областные победители приедут в Бишкек, и в рамках здешнего конкурса для них пройдут мастер-классы, семинары, встречи с видными деятелями искусства.

Таким образом, мы не только выявим таланты, но и подготовим качественные кадры для вузов, более того - будущую элиту.

Бизнес