«Караш»: от реализма до мистического постмодернизма

15:29, 28 ноября 2014, Бишкек - 24.kg , Каныкей МАНАСОВА

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева вчера, 27 ноября, открылась выставка станковой живописи «Караш», где группа живописцев представила работы, созданные в рамках художественной резиденции фонда «Билимкана».

По словам культуролога и координатора проекта Гамала Боконбаева, профессионалы и любители, интересующиеся изобразительным искусством республики, слышали о проекте «Арткана» - проекте сотрудничества искусства и образования. «Мы провели по пять резиденций и выставок начиная с лета 2013 года. Сезонные пленэрные практики в регионах Кыргызстана были полезны и художникам, и школам сети «Билимкана». Этюды-настроения имеют свою нишу в изобразительном искусстве КР, у них есть зритель и покупатель. Но проект «Арткана» развивается, и теперь мы подводим итоги первой резиденции станковой живописи», - сказал он.

Культуролог отметил, что художники работали свободно и не зависели от коммерческих и идеологических факторов. «Это прежде всего реализация эго самого художника. Все было искренне и честно, если художник не хотел делать актуальную работу, он ее не делал. Однако они формировали проект, и сам проект формировал картины. Это получилось, и это главное. Проект начался в июле 2014 года. В основном резиденция базировалась в поселке Шабдан горной долины Чон-Кемин. Диапазон работ получился широкий: от реализма до мистического постмодернизма», - пояснил Гамал Боконбаев.

Подтверждением стали работы участников проекта: художников Байдылды Арыкова, Жумабека Базарбаева, Эркина Бейшенбаева, Жакшыбека Жунушева, Асанбека Кадыралиева, Николая Котляревского, Жыргала Матубраимова, Настара Мамая, Ырысбая Толонова и Константина Шкурпелы. Они представили полотна, которые мало кого из зрителей оставят равнодушными. Каждый из живописцев в свойственной ему изобразительной манере излил на полотно размышления о состоянии общества, государственной политике страны, моральном облике властей республики, смысле жизни. И, задерживаясь у той или иной работы, я слышала дискуссии зрителей об увиденном. И это хорошо, это правильно, когда произведения могут будоражить, способствовать улучшению нравов, развивать интеллект и страну.

Гамал Боконбаев сказал, что сейчас в изобразительном искусстве Кыргызстана продолжается развитие методов советского реализма и советского модернизма. «В новом веке нашли применение принципы постмодернизма. В последнее время появилась новая линия – поиски национальной самобытности в великом прошлом, героических эпосах, особой духовности кочевой культуры. Это значимые и благотворные тенденции, но произведений, актуально реагирующих на сегодняшние реалии, у нас практически нет. Понятно, что эта проблема не решится проведением одной выставки», - добавил он.

В день закрытия выставки, 11 декабря, состоится круглый стол «Актуальная живопись», на нем презентуют каталог проекта «Караш». Предполагается и презентация проекта виртуального музея PPS.

Фотографии ИА «24.kg».