Жюри завершившегося на днях V Международного кинофестиваля «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов» возглавлял знаменитый советско-узбекский режиссер Али Хамраев. Но работал он не только на форуме, успел провести и мастер-класс по кинорежиссуре. Корреспондент ИА «24.kg» побывала на нем и убедилась: мэтр в отличной форме, и удерживать внимание аудитории несколько часов для него не проблема. Али Хамраев - эмоциональный рассказчик: молодые режиссеры, артисты, студенты, журналисты слушали его, затаив дыхание. Невозможно пересказать, о чем он говорил на мастер-классе. На таких занятиях надо присутствовать, но кое-какие полезные вещи и воспоминания режиссера запали в память.
- В свое время я очень хотел снять фильм по повести «Лицом к лицу» Чингиза Айтматова. Но Москва запретила: «Ты что, про дезертира сделать фильм хочешь?» - «Ну напечатали же ее!» - «Мало ли что напечатали? Айтматов – лауреат Ленинской премии! Ему все можно». Хотя сам Чингиз ага тогда очень обрадовался этой идее, снять фильм не удалось, - рассказал Али Хамраев.
Здесь нелишне вспомнить о творчестве Али Хамраева. Многие его фильмы, выпускника ВГИКа, посвящены эпохе гражданской войны, борьбе с басмачеством: «Чрезвычайный комиссар» (1970), «Седьмая пуля» (1972). Исторический фильм «Человек уходит за птицами» (1975) удостоился премии на Всесоюзном кинофестивале за изобразительное искусство и премии «Серебряный павлин» за режиссуру на VI МКФ (1977) в Дели. Драма о послевоенной жизни «Триптих» (1979) получила Гран-при на фестивале в Сан-Ремо (Италия).
В 1979 году режиссер вернулся к теме гражданской войны, сняв истерн «Телохранитель», названный художником-постановщиком фильма Шавкатом Абдусаламовым «вариацией «Сталкера» на среднеазиатском материале». Последним фильмом Хамраева, снятым в СССР, стал «Сад желаний» (1987), а в следующем году он уехал в Италию для работы над проектом о Тамерлане. Проект не получился, но с тех пор Хамраев живет в Италии.
Он несколько раз был в Афганистане, в 1998-м на собственные деньги снял документальный фильм о генерале Абдул-Рашиде Дустуме, одном из лидеров антиталибского Северного альянса. В 1998 году на экраны вышел новый игровой фильм Хамраева «Бо Ба Бу», который получил «Золотую стрелу» — главный приз на фестивале «Лики любви»… В настоящее время снимает документальные фильмы в Фонде Марджани, сотрудничает с любимым сценаристом и другом Одельшой Агишевым (они вместе работали над фильмами «Ер-Ер», «Белые, белые аисты», «Чрезвычайный комиссар»), часто бывает в Ташкенте, пишет сценарий к новому исповедальному проекту под названием «Псих», участвует в кинофестивалях.
В Бишкеке Али Хамраев дал несколько полезных советов начинающим режиссерам и молодым кинематографистам, работающим с короткометражками. Первый: не брать в съемочную группу родственника, друга родственника и так далее. Второй: больше читать в «коротком метре»: Чехова, О’Генри, Огаву. Третий: думать над неожиданным поворотом в короткометражном фильме и обязательно его придумать. Четвертый: уделять огромное внимание при съемках короткометражки выбору натуры. «Кыргызстан – очень красивая страна. Но фильм не должен изобиловать пейзажами. Весь мир тошнит от обилия восходов-закатов», - пояснил Хамраев и дал пятый совет: «Никогда на съемки кино не берите актеров, с которыми надо репетировать». «Актеры должны быть с трамвайной остановки, то есть могли бы играть не заученно-механически, а по наитию, легко и непосредственно. И, конечно, эпизоды с ними должны сниматься не с 50-го дубля, как было в советское время. Сейчас техника шагнула далеко вперед, и с «цифрой» снимать фильмы стало намного легче», - пояснил мастер.
После небольшой паузы Али Хамраев добавил: «Для работы над фильмом следует брать своих людей – художников, звукорежиссеров, монтажеров, актеров, драматургов – только тех, кого вы чувствуете и понимаете».
Практически все свое время Али Хамраев потратил на мастер-класс, и на беседу с ИА «24.kg» у него остались минуты. Тем не менее он рассказал, что на международный фестиваль «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов» приехал впервые, но впечатления самые прекрасные.
- В Кыргызстане думают о том, кто придет на смену старшему поколению кинематографистов. Очень серьезно думают. Работы, которые мы посмотрели, говорят, что этот феномен – «чудо кыргызского кино» - продолжается и развивается. И скоро весь мир будет знать, что у вас растут талантливые люди.
- Как вы считаете, правильно ли ставить на кино в коротком метре?
- Правильно. Другой ставки нет. Молодежь следует воспитывать только на коротком метре. Это небольшие деньги, это небольшой риск. Даже если государство потеряет деньги, зато идет естественный отбор – кто-то сделал слабую работу, кто-то – среднюю, ушел в документальное кино, в театр. А тот, кто сделал интересное кино, яркое, идет дальше, и его поддерживают в стократ.
- Можете сравнить нынешние кыргызстанский и узбекистанский кинематограф?
- Ни одной современной узбекистанской короткометражки я не видел. Только большие картины, снятые на более ста частных студиях с одними и теми же сюжетами: парень полюбил девушку из богатой семьи, там все против, он ее уговаривает, и далее в этом духе. Кыргызское молодое кино в содержательном и качественном плане занимает первое место на постсоветском пространстве.
- Расскажите о фильме «Псих», сценарий к которому вы пишете…
- Это художественный фильм. Помните, я снимал картину, в которой мой герой нашел могилу отца в лесах Смоленска? Там герой (ему лет 35) выпил стакан водки и сказал таксисту, который привез его в лес: «Я обязательно поставлю здесь памятник своему отцу». Моему герою в нынешнем фильме почти 80, и он понял, что он лгун и обманул отца, мать и себя, и что все-таки должен поставить памятник. И он его поставил. Его все считают психом. Вот об этом фильм. Когда приступим к его съемкам, я не знаю. Денег нет, никто не дает. Пока что я делаю только сценарий.
Фото ИА «24.kg».