Манкурты. Кто они?

17:53, 16 октября 2015, Бишкек - 24.kg , Каныкей МАНАСОВА

В Государственном национальном русском театре драмы имени Ч.Айтматова накануне состоялась генеральная репетиция спектакля «Баллада о манкурте» в постановке известного в Центральной Азии таджикского режиссера Барзу Абдураззокова. К слову, он же написал сценарий и сделал музыкальное оформление к спектаклю. Это премьера по мотивам романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», публикация которого в 1980-м произвела фурор. Автор знаменитых произведений, переведенных на десятки мировых языков повестей-притч, он создал тогда новое произведение, которое и сегодня, спустя десятилетия, звучит трагически актуально.

Думается, Барзу Абдураззоков не случайно взялся за классику - она всегда актуальна, в ней всегда обнажаются общечеловеческие проблемы. Времена меняются, однако остаются извечные вопросы, которые ставит перед собой человек: кто я? в чем мое предназначение? И режиссер, и актеры Русского театра вместе со зрителем ищут ответы. Легенда о манкурте прорастает корнями в современное общество: беспамятные сабиджаны встречаются и сегодня. Ведь манкурты – это нарушение нити жизни, это оборванная память.

Тесно переплетаются в спектакле истории жизней и судеб главных героев Едигея и Укубалы, Найман аны и ее сына-манкурта, Абуталипа и Зарипы, Сабиджана… Спектакль не повествует о них, как в книге, все от начала и до конца, иначе это был бы долгий рассказ… Впрочем зритель и так ясно видит время, в которое они живут, понимает, какие вопросы мучают их, не дают покоя. Актеры, в чьи уста вложены довольно сильные монологи, играют достоверно, и зритель верит им.

«При последующих показах «Баллада о манкурте» будет дорабатываться, обрастать, так сказать, мускулатурой… У него есть все предпосылки для этого. Спектакль метафоричен от начала до конца, очень ассоциативен, когда речь идет о двуликости человека, людях-перевертышах, двойных стандартах… Здесь заложено очень много мыслей. По сути, я считаю, что это большая удача для Русского театра драмы – сделать подобный анализ того, что происходит с человеком сегодня. Это очень важно. Я бы назвала постановку социально-протестным спектаклем. Отлично получилась и предпоследняя метафора, когда этот протест представлен в виде поезда времени, окутанного туманом… Человек теряет лицо. Кем он останется?» - поделилась с ИА «24.kg» мнением о спектакле заслуженный деятель культуры КР, театральный эксперт Айгуль Умуралиева. Она добавила, что «в своем спектакле Барзу Абдураззоков углубил, сделал еще пронзительнее ощущение интеллигенцией времени».

В спектакле заняты артисты: Евгений Романов (Едигей), Людмила Проходова (Укубала), Татьяна Горобченко (Найман), Дмитрий Бондаренко (Манкурт), Кристина Фойкина (Зарипа), Марк Гликман (Абуталип), Владимир Кисляк (Сабиджан). Ведущий спектакля – Дмитрий Балбекин. Художник-постановщик - Юлдаш Нурматов, художник по костюмам – Зухра Мукамбетова.

Фото ИА «24.kg».