16:57, 10 августа 2015, Бишкек - 24.kg , Каныкей МАНАСОВА
В Кыргызстане вокруг создания исторического фильма о Шабдан баатыре разворачиваются нешуточные страсти. На днях группа общественных деятелей обратилась к президенту страны с просьбой уделить внимание недостоверному сценарию картины, который искажен и якобы содержит факты, не соответствующие действительности. Они требуют отстранения от съемок Эрнеста Абдыжапарова. «Мы хотим, чтобы сценарий написал хорошо знающий историю кыргызов человек», - пояснили они.
Сложившуюся ситуацию ИА «24.kg» прокомментировал сам режиссер фильма Эрнест Абдыжапаров.
- Каким образом люди, не имеющие отношения к созданию фильма, прочитали сценарий?
- Кинопроект «Шабдан» - это первое мое полноценное сотрудничество с государством, киностудией «Кыргызфильм». Все остальные свои фильмы я инвестировал либо сам, либо находил инвесторов со стороны. Поскольку иметь дело с государством всегда чревато недофинансированием, бюрократическим хаосом и кучей контролирующих органов, я никогда не рвался получить этот проект. Но поскольку имя мое было официально озвучено правительством еще до того, как был объявлен конкурс на сценарий, то пришлось взяться за его написание с полной ответственностью, чтобы не подвести людей, которые меня выбрали. Я понимал, что необходимо собрать все имеющиеся данные о личности Шабдан баатыра, и поэтому был открыт к любым инициативам со стороны, в том числе и вышеназванных активистов. Но написание сценария - это не кандидатская диссертация, когда ты прилежно переписываешь источники и делаешь словесные обобщения. Это полное погружение в историческую эпоху, быт, характеры на основе найденных концептов и идей. Бесконечный поиск образа времени и политических коллизий того времени.
Конечно же, я жалею, что в эту интимную лабораторию были допущены люди, далекие от творческого процесса и в течение полугода будоражащих общественность цитатами, вырванными из контекста второй версии сценария. Стало очевидным, что достоверность личности Шабдан баатыра и судьба фильма их мало интересуют. Среди них есть те, кто либо не может сделать себе имя перед выборами, либо является историком, не попавшим в число консультантов, либо является ярым противником сближения России и Кыргызстана и поэтому всеми средствами хочет остановить этот проект. Других причин для беспрецедентного вероломства, лжи и клеветы я не вижу. Ни в одной из пяти уже имеющихся версий сценария нет эпизодов, где Шабдан баатыр показан бабником, трусом и недалеким, как утверждают эти активисты.
- Кто писал сценарий?
- Над сценарием работаю я сам. Отправной точкой, конечно же, стал роман Каныбека Иманалиева «Шабдан баатыр». Но в связи с уходом в политику автор решил полностью отстраниться от этого проекта, предвидя, что он может пострадать из-за политических игр. До сегодняшнего дня автор не сделал ни одного замечания, ни одного предложения. Инициатором фильма является правнучка Шабдан баатыра Жаныл Абдылдабек кызы, и она участвует во всех версиях сценария, вплоть до кастинга актеров на роль Шабдана. Академия наук КР предоставила трех консультантов-историков, знатоков именно той эпохи - Аскара Бедельбаева, Оскона Осмонова и Долота Сапаралиева. Литературным консультантом является писатель Темирбек Дюшекеев, который прописывает для нас диалоги героев, чтобы они соответствовали лексике того времени. Главный редактор киностудии «Кыргызфильм» Талип Ибраимов закреплен официальном редактором и следит за художественным достоинством проекта. Кроме того, мы находимся под пристальным контролем художественного совета киностудии, правления Союза кинематографистов КР. С каждой версией сценария знакомятся руководители Департамента кинематографии и министр культуры. Периодически сценарий запрашивают представители правительства и президентского аппарата. Мы обсуждаем сценарий со своими коллегами на заседаниях «восьмерки» режиссеров - Актан Арым Кубат, Садык Шер-Нияз, Темир Бирназаров, Нурлан Абдыкадыров, Марат Сарулу, Артык Суюндуков, Таалай Кулмендеев и я. Сейчас мы должны утвердить уже шестую версию сценария, которая, думаю, устроит всех.
- В фильме будет больше исторической достоверности или художественного вымысла?
- История – одна из самых противоречивых наук. Помните из «Кунг-фу Панда»: «Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано». Только тот народ, который способен вспомнить свое истинное прошлое, сможет открыть для себя свое процветающее будущее. Поэтому главным приоритетом нашего проекта является максимальная достоверность событий столетней давности. Другой вопрос, с какой точки зрения смотреть на эти события. К примеру, Кыяз Молдокасымов (историк – прим. ИА «24.kg») 10 лет назад написал статью, где утверждал, что Шабдан был предателем кыргызского народа, а сегодня Кыяз является самым ярым защитником его чести и достоинства. Для Тынчтыка Чоротегина история только та, что имеет исторический документ, а все остальное - вымысел и неправда. А историк-консультант Оскон Осмонов теперь говорит: «После прочтения сценария я по-другому стал смотреть на события 1916 года». Его коллега Долот Сапаралиев говорит, что «в событиях конца XIX века еще много белых пятен, Эрнест Абдыжапаров открыл для нас новую страницу в этой области».
Если у историка отсутствует воображение, как у Льва Николаевича Гумилева, то он превращается в школяра, который добросовестно переписывает чужие труды. И чтобы создать историческую киноэпопею, недостаточно апеллировать к историческим ссылкам. Необходимо еще знать народные предания, дух, культуру и менталитет народа, чтобы соотнести их с фактами истории и художественно дорисовать полную картину происходивших событий. Только так, а не иначе, мы приблизимся к истине.
- На каком сейчас этапе создание картины?
- Весной 2014 года правительство официально объявило о выделении для фильма «Шабдан баатыр» 10 миллионов сомов, и киностудия получила их в конце того же года. В 2015-м правительство поручило составить смету для фильма в объеме 80 миллионов сомов, но пока на производство не выделено ни одного сома. На сегодня 10 миллионов сомов освоены на приобретение необходимого оборудования, выбора натуры, кастинга и завершения режиссерской разработки. Из-за шума в прессе и отсутствия средств приостановлен процесс строительства декораций и пошива костюмов. А фильм желательно завершить к официальному проведению мероприятий к 100-летию событий 1916 года.
- Что лично для вас означают съемки этой картины?
- Если честно, то на эти деньги и при полной свободе я бы снял совершенно другой фильм. Я имею в виду стилистику. Историческая концепция осталась бы та же, которую сегодня поддерживает худсовет киностудии и историки-консультанты. Но весь фильм я бы снял в манере Довженко, Пудовкина, Эйзенштейна, Ромма. К сожалению, этому не дано свершиться. Но это не значит, что я буду работать спустя рукава и не буду уделять внимания художественной ценности произведения. За моими плечами более 20 сценариев к большим кинопроектам, снято более 10 художественных фильмов. Думаю, моего опыта достаточно, чтобы удовлетворить и государственный заказ, и зрительские ожидания, и вкусы искушенных кинокритиков. Да и группа у нас собралась мирового уровня. Оператор Хасан Кыдыралиев чего стоит. Если остановят проект или же отдадут его другому, не буду воспринимать это как трагедию. У меня достаточно и других планов. Лишь обидно будет за потраченное время.