11:52, 15 июля 2015, Бишкек - 24.kg , Каныкей МАНАСОВА
IX Международная летняя театральная школа Союза театральных деятелей России завершила свою работу. В ней обучались молодые артисты из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Показы выпускных спектаклей состоялись на сценических и уличных площадках Москвы и Московской области. От Кыргызстана в школу был направлен молодой артист Марк Гликман. Он поделился своими впечатлениями с ИА «24.kg».
- Методы и формы обучения в театральной школе СТД России отличаются от тех, что вы ранее получали в других учебных заведениях?
- Многие преподаватели начали со слов «Забудьте, что вы знали» и оказались правы. Формы обучения отличаются, и существенно. Дело в том, что, к сожалению, многие методики преподавания актерского мастерства устаревают, многое в театральных институтах поставлено на поток, как, в принципе, и везде. И из курса в 30 человек удачливых в творчестве оказываются пять-семь артистов, об этом и говорят все преподаватели. Новые методики подготовки актеров - более совершенные, от известных профессоров, актерских режиссерских кафедр, но они просто не успевают внедрять. И вопрос об индивидуальном подходе к каждому в учебных заведениях не стоит, как вы понимаете. Так, например, по словам Льва Додина (народный артист России – прим. ИА «24.kg»), готовых выпускников вузов, какой бы он ни был – ГИТИС, ВГИК, «Щука» - приходится просто заново всему учить. Отличие обучения в школе СТД в том, что вряд ли где-то в другом месте можно встретить такое огромное число профессоров-педагогов актерской, режиссерской кафедр, известных лауреатов всевозможных премий.
Программа была насыщенной просто невероятно. И это сыграло положительную роль, так как педагоги должны были вложить в каждого самое важное, нужное для понимания профессии. Очень полезные, нужные мастер-классы провели деятели российского и мирового искусства Лев Додин, Сергей Женовач, Вячеслав Полунин и другие. Они дали фундаментальные вещи, не растрачиваясь на бесчисленное количество упражнений. Дали самую суть, самые сливки в том или ином направлении, будь то сценическая речь, мастерство, режиссура. Получилась этакая выжимка самых лучших методик, новых систем в овладении столь сложной профессии, как актер. Только в такой школе можно почувствовать, как далеко ушли технологии преподавания в этом направлении и де-факто - несовершенная, подчас устаревшая система нынешних методик преподавания.
- У вас не возникало мысли, что эта школа - пространство искусственное, покинув которое, ученики столкнутся с другой реальностью?
- Столкнутся, и непременно. Получив обновленную базу знаний, подчас вообще иную, не ту, по которой работает тот или другой театр, новоиспеченный артист становится белой вороной в надежде заразить актеров желанием совершенствовать уже созданные работы, себя. Но все-таки нельзя не отметить тот факт, что многие, как ни странно, после окончания школы СТД уходят из театров. Потому что модель «идеального театра», каким его видел Константин Станиславский, на деле оказывается далеко за пределами храма Мельпомены. Конечно, не везде.
- Как лично вы в будущем используете полученные знания?
- Огромную базу знаний дал мне Вениамин Фильштинский, учениками которого являются известные артисты Михаил Пореченков, Констанин Хабенский, Ксения Раппопорт. Он с первых уроков перевернул мое понимание профессии, указал путь, по которому мне теперь идти всю жизнь. Полученные знания я начал применять уже там, на площадках московских и других театров. Знаменитое выражение Фильштинского на всех занятиях «Don’t act» (не играть) не все восприняли с самого начала. Не играть на сцене, но только жить. И строить все работы в театре, кино на трех основах: правда физической жизни, правда мысли, точное воображение.
Например, одно из его упражнений для актера на каждый день, на мой взгляд, может выполнять абсолютно любой человек: с утра постараться увидеть что-то прекрасное. Это может быть что угодно - от восхода солнца до березы, на которой сидит облако.
- Расскажите о выпускных спектаклях, в которых вы приняли участие.
- Мне посчастливилось попасть в «драму», куда хотели попасть практически все. Григорий Козлов поставил спектакль «Бунин. Этюды» за один месяц. Он с успехом прошел в городах Звенигороде, Истре и Москве. Мы его играли на Страстном бульваре, откуда шла прямая трансляция по одному из телеканалов. Он шел три часа, что довольно непривычно для московской публики. Но зрители встретили его на ура, со слезами, аплодисментами, долго не отпуская нас со сцены. На поклоне каждый называл свои имя и страну. Сама постановка, репетиции - это, конечно, огромная школа внутри школы - новые способы репетиций, взаимодействие с партнерами, имеющими абсолютно разные актерские школы, работать при этом в ансамбле, делиться опытом.
- Что вы думаете о кризисе театрального искусства в Кыргызстане?
- Конечно, ситуация сложилась довольная тяжелая, вузы имеют колоссальный недобор. Театр покидают молодые артисты. Большая проблема с рекламой и финансированием в создании постановок. Падает посещаемость театра. Премьеры не собирают даже ползала, и это тревожная тенденция для культуры в целом. Но, тем не менее, есть и небольшие сдвиги. Новый главный режиссер Русского театра драмы Андрей Петухов налаживает ситуацию, применяя успешную практику привлечения зарубежных постановщиков для создания достойных работ. Создает он при этом и свои интересные, новые режиссерские вещи. В столь непростом финансовом положении он дает возможность ставить спектакли и нашим местным режиссерам Марату Амираеву, Валерию Крайнову. Мы надеемся вновь собирать полные залы.
- Чем должен являться современный театр - быть исключительно «храмом искусства» или может совмещать в себе элементы центра, где были бы кафе, магазины и другое?
- Он должен быть храмом искусства. Должен нести людям свет, новые веяния, изменения души, мыслей. В театре возможно все, кроме пошлости, скуки и уж тем более наличия магазинов, кафе. Думаю, никто бы не хотел зайти в храм, мечеть, собор и обнаружить там внутри три вида развлекательных кафе, пару-тройку магазинов и прочих помещений, арендованных абсолютно под разные цели и служащих для чего угодно, только не на благо и поддержание искусства.
- Что нужно для старта молодым талантам, жаждущим сказать новое слово в искусстве?
- Имеющаяся тенденция показывает, что молодые талантливые ребята уезжают из страны, что в принципе когда-то сделал и я. Но все-таки считаю, что нужно изучать многое, конечно, и за рубежом, и у нас. Нужно служить на благо Родины, как бы трудно и тяжело ни было, ведь от нас зависит процветание страны. Конечно, в первую очередь нужно не бояться создавать что-то новое - театральные молодежные проекты, лаборатории. Пробовать, пробовать и снова пробовать. Практика убеждает: те, кто много пытался что-то делать, ошибался и снова пытался, они и достигли огромных высот. Также не забывать, что талант - это два процента, остальное – тяжелая, порой изнурительная работа, которая, поверьте, принесет свои плоды на благо нашего государства.
Фото предоставлено Марком Гликманом.