13:02, 18 мая 2015, Бишкек - 24.kg , Анна МУРАТОВА
В субботний день у Кыргызского национального академического драматического театра имени Т.Абдумомунова многолюдно. И собирались люди вовсе не на подступах к концерту с участием Филиппа Киркорова и других звезд. Их привлекла премьера театрализованного концертного представления «Уйгурская любовь», организатором которого выступил ОБФ «Дил-Садаси». Казалось бы, в основном это значимое событие для представителей уйгурской диаспоры Кыргызстана, но на концерте было много людей самых разных национальностей (дунган, узбеков, кыргызов, русских, татар и других). И у всех был активный интерес к уйгурской культуре, так ярко представленной в танцах.
И вот занавес распахнулся, и зрители стали свидетелями сказки о любви бедного дехканина Рахима (в исполнении Рустама Абдурауфова) и дочери хана Бухары Дильбар (ее роль исполнила Авахан Абдурауфова). На их долю, как это и положено в сказке, выпало немало испытаний. О них рассказал внучкам их дедушка Чон-дада (Пазылжан Илимов, сыгравший и хана Сулеймана), и все развитие сюжета сопровождалось самыми разными уйгурскими танцами.
Признаюсь, более красивого зрелища я не видела давно: роскошные костюмы, музыка, пение, грациозные танцовщицы так и притягивали к себе. В основу танцевального искусства уйгуров легли древние обряды и ритуалы, с ними зрителя познакомил танцевальный коллектив «Дил-Садаси», который хоть и существует всего три года, но уже обладает большим мастерством.
«Чиння уссули» - старинный народный танец с пиалами, в котором девушки виртуозно двигаются с наполненными пиалами на голове. «Илек уссули» повествует о красоте атласных тканей, его движения имитируют шелкопрядство. В основу танцевального действа хореографы-постановщики Дарика Конурбаева и Гульнура Елдашева положили традиционную для тюркских народов подготовку приданого для невесты, сопровождаемую выбором тканей на базаре. «Дехкан уссули» воспевает труд земледельцев и непременно сопровождается фруктами, символизирующими урожай. На сцене словно воссоздается история быта и ремесленничества народа, корни культуры которого уходят в древность, о чем, например, рассказывает древне-уйгурский танец буддистского периода «Кусан уссули» с элементами храмового представления.
Сами организаторы театрализованного праздника посвятили его силе любви и верности, и она действительно побеждает, ведь, несмотря ни на что, любовь Дильбар спасает Рахима, а хан Сулейман вынужден смириться с любовью дочери к бедному дехканину.
Зрители долго не отпускали коллектив, выражая аплодисментами благодарность за столь яркий концерт, позволивший им насладиться образцами уйгурской танцевальной культуры, что, к сожалению, происходит нечасто.