17:00, 01 августа 2016, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Правительство Кыргызстана и Национальный банк одним из направлений развития финансового рынка видят рост доли безналичных расчетов. Для этого утвердили госпрограмму мероприятий на 2012-2017 годы. О том, как идет процесс перехода на «безналичку», ИА «24.kg» рассказала главный специалист Управления платежных систем Национального банка Салтанат Ибрагимова.
- В Кыргызстане слабо развиты безналичные платежи, как и спектр услуг, которые банки предоставляют держателям карт. Как изменить ситуацию?
- Банковская карта – весьма привлекательная альтернатива наличным деньгам. Чем больше людей начнут пользоваться банковскими платежными картами, тем больше возможностей у банков расширять сеть терминалов и банкоматов. Будет увеличиваться число различных дополнительных, бонусных услуг, которые доступны только при безналичных платежах. На сегодня банки выполняют обязательства по увеличению числа банкоматов и POS-терминалов в регионах. Но важно не только, чтобы люди получали зарплату на карточку, но и чтобы они после этого не бежали сразу в банкомат обналичивать деньги. Не стоит бояться безналичных платежей. Это нормальная практика. В развитых странах с каждым годом наличных денег все меньше. Мы тоже должны к этому стремиться.
- То есть Нацбанк КР предлагает полностью отказаться от наличных денег?
- Конечно, нет. Такого просто не может быть. Наличные всегда были, есть и будут. Просто их количество должно постепенно уменьшаться. Это выгодно не только НБ КР, правительству или комбанкам. От этого выиграют и простые люди. Одно из преимуществ использования платежной карты – не надо держать при себе крупную сумму наличных, что может вас обезопасить при краже кошелька, сумки или барсетки. При краже вы можете обратиться в банковскую службу поддержки, заблокировать карту и в течение нескольких дней получить другую, на которой останутся ваши деньги. Воспользоваться картой можно в любое время дня и ночи, так как банкоматы, как правило, работают круглосуточно.
- Вы упомянули о перечислении на карту зарплаты. В последние годы проект развивается все больше. Зачем нужна такая система?
- Зарплатный проект - это перечисление заработной платы и других видов выплат на банковские платежные карты. Для сотрудников организаций участие в зарплатном проекте позволяет оперативно и с большой экономией времени получать зарплату в сети банкоматов и пунктов выдачи наличных, обслуживающей банковские платежные карты по республике. Для организаций внедрение зарплатного проекта позволяет сократить расходы, связанные с обслуживанием налично-денежного оборота при выдаче зарплаты сотрудникам (инкассация, хранение, депонирование средств).
- В Кыргызстане этот проект реализуются в основном через национальную платежную систему «Элкарт»…
- Абсолютно верно. НБ КР с коммерческими банками в 2006 году создал единый межбанковский процессинговый центр. Одной из его целей являлось создание национальной платежной системы, объединяющей банки в одно платежное пространство и действующей по всей стране. Эта система называется «Элкарт», а межбанковский процессинговый центр является ее оператором. Национальная платежная система ориентирована на реализацию социальных проектов и решение государственных задач по обеспечению прозрачности бюджета. При минимальных затратах она способна обеспечить потребности в розничных платежах как в пользу бюджета, так и по выплатам из бюджета для всех слоев населения, вне зависимости от уровня доходов и территориального расположения.
- Но похожие услуги могут оказать и другие платежные системы. Зачем напрягаться и создавать свою?
- Главное отличие в том, что процессинговый центр системы «Элкарт» расположен в Кыргызстане в отличие от центров международных платежных систем, таких как Visa, Master Card, «Золотая Корона». Это означает, что вся информация по платежам обрабатывается на территории КР и не передается в зарубежные страны. Наша система не подвержена воздействию различных санкций, блокирований, замораживаний средств, повышению тарифов и других подобных возможных «недружественных» действий зарубежных государств и организаций. Это представляется очень важным с точки зрения поддержания национальной экономической и финансовой безопасности.
- Услуги «Элкарт» все-таки не бесплатны. Во сколько человеку обойдется «дружба» с «Элкарт»?
- На сегодня инфраструктура национальной системы постоянно растет, так как в ее формирование вовлечены все банки-участники. Прием и обслуживание карт «Элкарт» осуществляется через 1 тысячу 213 банкоматов и 6 тысяч 259 POS-терминалов, расположенных по всей стране. Что касается стоимости услуг, то выпуск карты и открытие счета стоит до 200 сомов, годовое обслуживание – до 100 сомов, обналичивание денежных средств - до 0,6 процента, блокирование карты – до 50 сомов. При расчете за приобретенные товары и услуги в безналичной форме проценты не взимаются.
- Многие банки устанавливают отдельные тарифы на обслуживание карт так называемой «дружественной сети». Что это такое?
- Сегодня в «межбанковскую дружественную сеть» входят «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный Банк», «Айыл Банк», «Банк Азии», «Бакай Банк», «ДосКредобанк» и «ФинансКредитБанк КАБ». Их периферийная сеть насчитывает более полутора тысяч устройств - 261 банкомат и 1,2 тысячи POS-терминалов. В рамках этой «сети» комиссия за обналичивание взимается согласно внутренним тарифам банка-эмитента (выпускающего карту). Дополнительная комиссия банком-эквайером (обслуживающим карту), владельцем банкомата, осуществившем прием и обслуживание карты, за так называемое обслуживание в «чужом» банкомате не взимается.
- Какие преимущества дает наличие банковской платежной карты в целом?
- На сегодня банковская платежная карта является удобным, надежным и современным финансовым инструментом для повседневной жизни граждан. Есть большое количество преимуществ, проанализировав которые можно сделать конкретные выводы в пользу использования платежных карт. Сегодня платежные карты используются в самых различных сферах. Национальная «Элкарт» также предлагает весь спектр услуг: перечисление заработной платы, открытие дополнительной карты, оплату в торгово-сервисных предприятиях, получение скидок и бонусов при оплате картой, оплату за коммунальные услуги через банкомат, денежные переводы с карты на карту, пополнение карты наличными через терминалы, установленные в филиалах либо в сберкассах банков. Есть возможность получения кредитной карты или овердрафта. Кроме того, производится начисление на остаток денежных средств по счету процентов, которые помогут частично перекрыть хотя бы расходы на обслуживание карты. Есть возможность воспользоваться услугами интернет-банкинга. Самым существенным преимуществом является безопасность доступа к денежным средствам, содержащимся на банковском счете. Получить доступ к счету можно только при наличии ПИН-кода, который вручается держателю.