10:09, 02 февраля 2016, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности еще не вступил в силу, а власти обрекли его на бездействие. После многочисленных жалоб и возмущений решено отказаться от введения штрафов за отсутствие полиса ОСАГО на два года. До 2018-го у автовладельцев будет возможность застраховаться в добровольном порядке.
Пока ОСАГО не грянет
Удивительная вещь: когда спорные законы находятся на стадии обсуждения, о них мало кто думает. И когда есть возможность детально обсудить документ и внести коррективы, времени у граждан нет. А вот когда закон вступает в силу и перед носом маячат нехилые расходы, тогда да, самое время вспомнить, что не стоило принимать подобный документ. Примеров тому в истории Кыргызстана уйма. Самый свежий и показательный из них – введение обязательного страхования автогражданской ответственности.
О том, что в Кыргызстане введут ОСАГО, эксперты говорили еще в 2010-м. Не помните? Конечно, нет. Кто будет прислушиваться к мнению людей знающих?…
Еще один шанс позаботиться заранее о собственном кошельке и спокойствии представился кыргызстанцам весной 2015 года. В апреле правительство внесло в парламент законопроект об ОСАГО. А ведь до этого документ и на общественное обсуждение выносили. И ничего, нет реакции. Да и при рассмотрении в парламенте особого возмущения не было слышно. А ведь кабмин предупреждал, что рассчитывает в первый год применения закона охватить автострахованием 80 процентов владельцев машин. В среднем ежегодный тариф по ОСАГО составит 2 тысячи сомов. Заниматься этим будут частные страховые компании. Депутаты поддержали закон 26 июня 2015-го, а 30 июля его подписал президент. Закон должен вступить в силу 7 февраля 2016 года.
Когда 2015-й подходил к концу, кыргызстанцы «вдруг» вспомнили: со следующего года надо покупать страховку. И тут уже все завертелось. Лишь за 2,5 месяца до вступления закона в силу наши граждане стали узнавать, сколько им надо платить и за что. Вопросов, само собой, набралось много. Отсюда возросло и недовольство. Масла в огонь подлили и госслужбы, которые по привычке начали тушить разгорающийся костер недовольства, вместо того чтобы заранее провести информационную кампанию и все разъяснить.
А про тарифы-то забыли!
К слову сказать, кампания действительно развернулась масштабная и весьма серьезная. И люди начали задавать вопросы, к части которых государство оказалось не готово. Инициативная группа автолюбителей потребовала от президента и парламента отсрочку. Аргументы оказались весьма весомыми.
В заявлении отмечалось, что у автовладельцев есть опасения, что закон не будет гарантом возмещения вреда, причиненного здоровью в результате ДТП. Дело в том, что до настоящего времени не проработана и не принята единая методика оценки ущерба. Вызывает сомнение и наличие в страховых компаниях специалистов по оценке ущерба. В законе и других нормативных актах ничего не говорится о роли и ответственности государства перед страховщиками.
И это только верхушка айсберга. Граждане, отчаявшиеся добиться ответов, решили покупать страховку. Но не тут-то было! Выяснилось, что тарифная сетка еще не готова. Она, кстати, до сих пор на обсуждении правительства. При этом кабинет министров не видит в этом ничего страшного.
«Неверно утверждать, что правительство не готово к введению ОСАГО. В законе четко прописано, что у нас есть полгода для подготовки всех подзаконных актов. Мы срок выдерживаем. В принципе тарифы разработаны, их можно посмотреть на сайте Госфиннадзора. К 7 февраля, когда закон об ОСАГО вступит в силу, все будет готово, подписано и начнет действовать», - ответил ИА «24.kg» вице-премьер-министр Олег Панкратов.
Выяснились и другие интересные аспекты ОСАГО. Например, государственные автомобили в 2016 году полис получать не будут. Почему? А в бюджет деньги на это не заложили, потому что тарифы к моменту принятия бюджета на 2016 год еще не разработали. То есть государство, которое прекрасно знало о введении ОСАГО, не подготовилось. А люди, которые тоже рассчитывают свой бюджет и тоже не могли подсчитать заранее, во сколько им обойдется новшество, платить должны. Странная логика. Хотя когда позиция властей отличалась ясностью? Позже тот же Олег Панкратов сообщил, что, возможно, для этих целей выделят деньги, которые идут на статью «Транспортные расходы».
Однако убедить граждан купить полис по неизвестной цене это не могло. Дальше все шишки посыпались на страховые компании. И простой люд, и народные избранники уверены, что закон об ОСАГО – лобби отдельных компаний и их владельцев. У правительства на все обвинения только один ответ: введение страхования – веление времени и требование ЕАЭС. Не самый весомый аргумент. Особенно если учитывать, что кыргызский полис ОСАГО в странах союза пока не действует. Когда его начнут признавать союзники, в Госфиннадзоре точно сказать не могут.
Все идет по плану… Или почти
Как ни пытались чиновники убедить людей в том, что к ОСАГО мы готовы, их не слушали. Аргументы против ОСАГО оказались весомее доводов правительства. Депутаты даже в срочном порядке разработали закон об отмене обязательного страхования автомобилей и жилья. Видимо, это стало последней каплей, и кабмин пошел на уступки.
«Правительство обязано исполнять законы, которые вступают в силу. При этом оно не может не учитывать негативное отношение населения к закону об обязательном страховании. Если в нем есть норма об обязательности, то должна быть и ответственность за ее неисполнение. Мы еще раз посовещались и решили отсрочить введение штрафов за отсутствие полиса ОСАГО до 1 января 2018 года», - обрадовал Олег Панкратов.
Проще говоря, ближайшие два года автолюбители будут приобретать злосчастный полис добровольно. При этом правительство по-прежнему считает, что нет смысла отменять закон или переносить срок его вступления в силу. В кабмине уверены: ОСАГО – панацея от плохих дорог и хамства водителей.
«Закон об ОСАГО через экономические рычаги снизит аварийность, смертность и имущественный ущерб на дорогах и повысит ответственность водителей. Сегодня сложно добиться возмещения имущественного вреда. Если пострадавший отказывается платить, надо идти в суд, который может длиться несколько лет. Даже если есть решение суда, то сложно взыскать ущерб. Многие судебные решения не реализуются. Граждане из малоимущих слоев не могут защитить свои права, зачастую люди отказываются от тяжб и не могут взыскать вред. Введение страхования гарантирует выплату хотя бы минимальной страховой суммы, которая установлена законом», - уверен Олег Панкратов.
С аргументом не согласились многие пользователи соцсетей. Люди сочли введение обязательного страхования очередной попыткой правительства содрать с них побольше денег. С одной стороны, кыргызстанцев можно понять. Экономическая ситуация в стране, да и в регионе в целом не самая лучшая. Доходы сокращаются, а расходы, в том числе и благодаря идеям кабмина, растут. С другой стороны, введение ОСАГО – общемировая практика, которая неплохо себя зарекомендовала. Но есть одно большое «но». Даже в тех странах, где уровень сознательности граждан значительно выше, а коррупции – ниже, страховщики пытаются собирать с населения как можно больше, а платить меньше. Что уж говорить о Кыргызстане, где практически любой спорный вопрос можно решить с помощью связей или денег.
Да и отсрочка введения штрафов по ОСАГО проблему не решит. Закон пока будет работать номинально. Мизерная часть автолюбителей добровольно понесет кровные в страховую компанию. Это значит, что через два года претензии правительству предъявят снова. Отметим, что то же происходит сейчас с законом о запрете на коммерческие перевозки праворульными автомобилями. Эту норму отсрочили после протестов водителей, которые даже устраивали митинги. Все успокоились. Но как только норма вступила в законную силу, протесты начались вновь. Депутаты парламента предлагают отсрочить внедрение закона еще на два года. А там, глядишь, еще на два, и еще… Пока праворульных авто в стране не останется совсем, ведь их ввоз запрещен с 2015 года. Та же участь может постичь и закон об ОСАГО. Формально он есть, а на деле не работает.