12:09, 29 октября 2018, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Когда Омурбек Бабанов в 2008 году купил банк «Кыргызстан», то его бывшие владельцы заявляли о рейдерском захвате. На самом деле сомнительное случилось гораздо позже, когда все имущество банка было попросту распродано.
В редакцию 24.kg обратилась акционер «Кыргызстана» Замиргуль Конурбаева, которая рассказала все подробности этого дела.
Первого января 1988 года в Кыргызстане образована Кирконтора Жилсоцбанка СССР. На ее основе 6 ноября 1990-го создан коммерческий банк, зарегистрированный в Министерстве юстиции как АКБ «Кыргызстан». В 2005 году банк преобразован в ОАО «АКБ Кыргызстан», а с 20 ноября 2006-го банк носит нынешнее название ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН».
Когда банк становился коммерческим, ему передали все имущество бывшей конторы Жилсоцбанка. Согласно постановлению Фонда госимущества Кыргызстана от июля 1993 года, стоимость всего имущества акционерного коммерческого банка «Кыргызстан» оценивалась в 646 тысяч 726 сомов. Кроме того, в уставный капитал банка включили и жилищный фонд финансово-кредитного учреждения стоимостью 11 тысяч 203 сома.
В ноябре 1993 года в каждом из отделений банка состоялось собрание трудового коллектива. Среди прочих рассматривался вопрос о распределении между работниками долей стоимости приватизированного имущества банка. Речь идет о зданиях, в которых находился как центральный офис АКБ «Кыргызстан», так и его филиалы.
«Я тогда работала заместителем председателя Первомайского отделения банка. По закону банк не мог работать без собственных зданий. Причем отдельные требования предъявлялись к организации хранилища и системы безопасности. Эти здания входили в уставный капитал банка. Но принадлежали они всему трудовому коллективу. Мы в Первомайском отделении банка решили, что управляющему отделением причитается 15 процентов от стоимости приватизированного имущества, 7 процентов — заместителю управляющего и 4 процента — главному бухгалтеру и начальнику отделения. Остальным работникам распределялась стоимость приватизированного имущества в зависимости от вклада и стажа работы», — рассказала Замиргуль Конурбаева.
Сразу отметим, что никаких денежных возмещений стоимости приватизированного имущества не было. Да, каждому сотруднику принадлежала часть зданий банка. Но никто этих денег не требовал, потому что здание не продавалось. Ведь по закону тогда финансово-кредитное учреждение просто не могло работать.
В 2006 году ситуация изменилась. В состав крупных акционеров банка входит Омурбек Бабанов. Он купил у Аскара Салымбекова 30 процентов акций «Кыргызстана», а в 2008 году — и остальные 60 у Шарипы Садыбакасовой. Замиргуль Конурбаева утверждает, что именно она помогла Омурбеку Бабанову получить 60 процентов акций.
«К тому времени как в банк пришел Омурбек Бабанов, я уже судилась с председателем «Кыргызстана» Шарипой Садыбакасовой. В 2005 году она баллотировалась в депутаты Жогорку Кенеша, но не прошла. Шарипа Садыбакасова решила, что это я виновата. Результатом стало мое увольнение за якобы присвоение и растрату 15 тысяч сомов. Решением правления меня увольняют, возбуждается уголовное дело», — рассказывает Замиргуль Конурбаева.
Когда Омурбек Бабанов купил 30 процентов акций АКБ, Шарипа Садыбакасова решила уменьшить его долю. И объявила о дополнительной эмиссии акций банка на 22 миллиона сомов. Омурбек Бабанов как новый акционер не мог ничего сделать, нужно было заявление от прежних акционеров.
«Представители Омурбека Бабанов обратились ко мне за помощью. Они попросили, чтобы я от своего имени подала в суд с требованием признать дополнительную эмиссию незаконной. В обмен они обещали помочь решить вопрос с закрытием уголовного дела и восстановлением в должности», — рассказывает Замиргуль Конурбаева.
Свою часть уговора женщина выполнила. Она подала заявление, начались проверки. В итоге решением Госфиннадзора дополнительную эмиссию акций отменили. Позже Шарипа Садыбакасова покинула пост главы АКБ «Кыргызстан». Омурбек Бабанов стал полноправным владельцем.
Своего обещания Замиргуль Конурбаевой так и не исполнил. Она судилась шесть лет. В итоге Верховный суд признал ее невиновной, оправдав по всем статьям. Решение ВС окончательное и пересмотру не подлежит.
«Я много раз встречалась с представителями Омурбека Бабанова и им самим. Они обещали, что решат вопрос с компенсацией за незаконное увольнение и восстановлением в должности. Но до сих пор я ничего так и не получила. Я обратилась в суд с требованием восстановить меня в должности. Но банк дал ответ, что это требование невозможно удовлетворить из-за истечения срока давности», — рассказала она.
Сейчас Замиргуль Конурбаева вновь планирует обратиться в суд с требованием восстановить ее в должности и выплатить компенсацию. Кроме того, она пытается выяснить, почему банк продал свое имущество, а акционеры при этом ничего не получили.
«Сейчас законодательство не требует от банков, чтобы у них было свое здание. У банка «Кыргызстан» нет своего здания. И центральный офис, и филиалы располагаются в арендованных зданиях. Омурбек Бабанов продал все недвижимое имущество банка «Кыргызстан», но трудовой коллектив ничего не получил», — рассказала Замиргуль Конурбаева.
Женщина обратилась в правление банка «Кыргызстан», чтобы узнать, какие были основания для продажи основных средств (зданий и сооружений), ранее числившихся в уставном капитале. Но там ей ответили, что этот вопрос ее не касается.
«Получается, люди, которым при продаже основных средств должны выплатить их долю, остались не у дел. Чтобы выяснить этот вопрос, я уже обратилась с заявлением в Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями. Я попросила проверить не только законность продажи, но и документацию по сделкам, уплаченные налоги и согласованность продажи основных средств с Национальным банком. Кроме того, нужно выяснить, куда выведены деньги от продажи зданий и сооружений и нет ли аффилированности между новыми собственниками зданий и акционерами», — заключила Замиргуль Конурбаева.
Руководство АКБ «Кыргызстана» пока недоступно для комментариев. В ГСБЭП подтвердили, что заявление Конурбаевой зарегистрировано, назначена проверка. Финпол обещает проинформировать СМИ по итогам.