15:01, 14 сентября 2018, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Министерство финансов представило проект бюджета Кыргызстана на 2019-й и прогноз на 2020-2021 годы. 24.kg изучило документ.
В отличие от прогноза 2018 года, в 2019-м ожидают рост во всех отраслях экономики. Включая промышленность, которая пока проседает из-за снижения объемов добычи золота на Кумторе.
По остальным макроэкономическим показателям без существенных изменений. Кыргызстан останется зависимым от импорта. Его объемы в два раза превысят экспорт. Так, в 2019 году внешнеторговый оборот ожидается в $7 миллиардов 243,8 миллиона сомов: экспорт — $2 миллиарда, импорт — $5 миллиардов 243,8 миллиона.
В 2019 году объем ВВП на душу населения составит $1 тысячу 399,8. Среднемесячная заработная плата — 17 тысяч 440,7 сома, а прожиточный минимум — 5 тысяч 219,2 сома.
По прогнозам Министерства финансов, доходы государственного бюджета в 2019 году с учетом грантов по программе госинвестиций составят 148 миллиардов 761,4 миллиона сомов, или 24,6 процента ВВП. По сравнению с 2018-м они вырастут на 5,6 процента, или 7,8 миллиарда сомов.
Налоговые поступления составят 117 миллиардов 266,6 миллиона сомов, неналоговые — 19 миллиардов 906,2 миллиона сомов.
Основная доля в неналоговых доходах — оказание платных государственных услуг (9 миллиардов 341,8 миллиона сомов), дивиденды на госпакеты акций (2,3 миллиарда сомов) и прибыль Национального банка (2 миллиарда сомов).
Номинальный объем полученных официальных трансфертов в 2019 году ожидают в 11 миллиардов 588,5 миллиона сомов. Гранты по программе государственных инвестиций — 9 миллиардов 494,5 миллиона сомов.
Министерство финансов ожидает ежегодного снижения объемов получения официальных трансфертов в ближайшие три года.
Расходы республиканского бюджета в 2019 году без учета финансовых активов прогнозируют в размере 158 миллиардов 407,6 миллиона сомов, или 26,2 процента к ВВП.
В прошлые годы расходы традиционно росли. В этот раз Министерство финансов удивляет. По его плану в 2019-м республика потратит на 2 миллиарда 741,8 миллиона сомов меньше, чем в 2018-м.
Структура расходов изменилась несильно. Самые большие траты — на социальную сферу. Интересно, что расходы на образование останутся примерно на том же уровне, что и сейчас. А вот расходы на социальную сферу сократят практически вдвое — с 33,1 миллиарда сомов до 15,9 миллиарда сомов.
Самое существенное сокращение расходов предусмотрено в сфере здравоохранения. Если в 2018 году на него потратят 14,5 миллиарда сомов, то в 2019-м в 3,5 раза меньше — всего 4,1 миллиарда сомов.
Что касается остальных разделов, то траты по статье «Экономические вопросы» сократят на 4 миллиарда 431,2 миллиона сомов. Но при этом в 2,5 раза вырастут траты на государственные услуги — с 20 до 52 миллиардов сомов. В итоге они составят 30,6 процента от общей суммы расходов, или 8,6 процента ВВП.
В Министерстве финансов такое значительное увеличение расходов объясняют особенностями Бюджетного кодекса. По нему в раздел «Госуслуги» включили ассигнования, получаемые из республиканского бюджета Фондом обязательного медицинского страхования (10 миллиардов 177,9 миллиона сомов) и Социальным фондом (21 миллиард 39 миллионов сомов). По этой же причине значительно сократились расходы на здравоохранение и социальную защиту.
На выплату государственного долга в 2019 году планируют потратить 28 миллиардов 327 миллионов сомов: на внешний — 10 миллиардов 380,5 миллиона сомов, внутренний — 9 миллиардов 898,3 миллиона сомов.
В структуре внешнего долга преобладают платежи в долларах США — 84,7 процента.
Министерство финансов планирует к 2021 году сократить дефицит бюджета до 2,5 миллиарда сомов.
По внутренним источникам предусмотрены поступления средств от реализации государственных ценных бумаг, приватизации госсобственности и возврата бюджетных суд. Кроме того, у правительства есть остатки кредитных средств по программе госинвестиций.
Интересно, что среди рисков неисполнения бюджета Министерством финансов обозначены факторы, связанные с евразийским вектором Кыргызстана.
Кроме того, есть риски сохранения отдельных таможенных барьеров, задержки снятия ветеринарных постов, неполного учета движения товаров в связи с открытием границ. Возможны заполнение национальных рынков дешевыми товарами и вытеснение отечественных производителей. Подпортить картину может и вступающий в силу с 1 января 2019 года технический регламент ЕАЭС о безопасности топлива, который предусматривает производство ГСМ только классов Евро-4 и Евро-5. Отечественные заводы выпускать его не могут. Из-за этого, возможно, сорвут план по сбору налогов.
Традиционными бюджетными рисками остаются возможная волатильность валютного рынка, зависимость экономики от «Кумтора» и импорта товаров, сокращение денежных переводов от мигрантов.
В казне по-прежнему не хватает денег для реализации проектов, способствующих экономическому росту. Местные бюджеты зависят от республиканского из-за дотаций, а нормативно-правовые акты продолжают принимать без учета реальных финансовых возможностей бюджета Кыргызстана.