15:00, 07 марта 2015, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Кыргызстан стоит на пороге важного исторического события. В мае страна готовится официально вступить в Евразийский экономический союз. Руководство страны всеми силами пытается завершить все процедуры в кратчайшие сроки. Кыргызстанцам обещают «молочные реки, кисельные берега». Но наученные горьким опытом граждане КР относятся к посулам настороженно. И не зря.
Первое заседание Евразийского экономического совета на уровне глав правительств состоялось в Москве 6 февраля 2015 года. На нем в числе прочих вопросов обсуждались проекты протоколов, предусмотренных договором о вступлении Кыргызстана в ЕАЭС. У КР оставались расхождения со странами ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по шести ключевым вопросам. Из них три вопроса носят стратегический и социальный характер.
Автомобили обездвиживают
Казахстан выставил особые условия о необходимости доплаты таможенной пошлины и оформлении транспортных средств при ввозе их на территорию стран Евразийского экономического союза. Эта норма предусмотрена в договоре о ЕАЭС. РК настаивала на том, чтобы норма распространялась на все автомобили, ввезенные до 1 января 2010 года. В том числе под ее действие подпадают авто, по которым Кыргызстан не просит льготный период применения более низких таможенных пошлин.
Требования казахской стороны понятны. В странах ЕАЭС установлены технические ограничения в постановке на учет автомобилей, не соответствующих стандартам Евро-4 и с правым расположением руля. Проблема в том, что требования должны распространяться не только на транспортные средства, ввозимые после вступления в силу единого таможенного тарифа, но и на уже ввезенные и растаможенные в КР с 1 января 2010 года машины. Евразийская экономическая комиссия и страны - участницы союза поддержали идею. Но изменили срок ввоза машин, на которые распространяется эта норма, до 1 января 2014 года.
Эксперты кыргызской делегации, конечно, высказали категорическое несогласие с применением норм обратной силы. Для КР датой вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе является 1 мая 2015 года. С этого момента вступают в силу все обязательства, которые регулируют взаимодействие в Евразийском союзе. При этом дата начала функционирования союза - 1 января 2015 года - является единственно приемлемой для применения решений в отношении ввоза товаров из третьих стран на территорию Кыргызстана.
Было предложено искать альтернативные решения проблемы. Например, предлагалось предусмотреть нормы ограничительного характера в национальном законодательстве сторон. Разногласия были вынесены на уровень премьер-министров стран ЕАЭС. Но в итоге Кыргызстан согласился на ограничения обратной силы - 1 января 2014 года, а также распространение указанной нормы на все виды автомобилей.
Несложно догадаться, почему правительство предпочитает умалчивать об этом факте. Для КР это просто громаднейшая проблема. В целом в 2014 году в Кыргызстан ввезли 106 тысяч автотранспортных средств. Если машина будет ездить только по дорогам Кыргызстана, то никаких проблем нет. Но вот продать авто в соседний Казахстан не получится. Вернее, придется доплатить разницу в таможенных тарифах между нормами КР и ЕАЭС.
Этот вариант вряд ли устроит импортеров автомобилей. Многие и покупали их с расчетом именно на то, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС авто можно будет продать подороже на территории ЕАЭС. В начале года предприниматели, которые завозили в страну относительно дешевые японские автомобили, уже выходили на митинг из-за роста ввозных таможенных пошлин с 1 января 2015 года. Каждые полгода пошлины по-прежнему будут расти. Продать выгоднее товар становится все сложнее. Впрочем, предпринимателей предупреждали о повышении таможенных ставок давно, но наши, как обычно, рассчитывали на легкую прибыль и продолжали гнать иномарки.
Рано радуемся
Еще в начале февраля власти страны гордо объявили, что с 1 мая 2015 года на границе Кыргызстана с Казахстаном будет прекращено таможенное администрирование. Долгожданная весть для тех, кто хочет выиграть от вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Для отечественных предпринимателей открытие границ означает первый шаг навстречу 170-миллионному рынку Евразийского союза.
Но не все так просто. Вполне возможно, что этот самый шаг наши экспортеры сделают гораздо позже первомайских праздников. Российская сторона предложила включить в дополнительные протоколы для вступления КР в ЕАЭС пункт о проведении аудита кыргызской системы ветеринарно-санитарного надзора. Также для выхода на евразийский рынок национальная система ветеринарно-фитосанитарного надзора должна быть признана эквивалентной системам стран ЕАЭС. Это будет сделано только после аудита системы и отдельно от процедуры оценки в рамках открытия границ. ЕЭК и стороны поддержали предложение российской стороны.
Это означает, что открытие границ не решает вопрос доступа кыргызской продукции на рынки Евразийского союза. Нашим предпринимателям потребуется дополнительное согласование видов продукции и процесса ее производства с ветеринарными и санитарными службами стран ЕАЭС, а не кыргызскими.
Наши чиновники предлагали исключить это условие из протокола. Но отстоять свою позицию не смогли. Удалось лишь договориться о возможности установления более ранних сроков проведения аудита - до 8 мая 2015 года. Но даже проведение такой инспекции до 8 мая не гарантирует положительного решения вопроса.
Начнем с того, что требование аудита кыргызской системы проверок противоречит статье 58 Договора о ЕАЭС. Этой статьей устанавливается принцип взаимного признания систем и документов, выдаваемых органами ветеринарного надзора (контроля) стран ЕАЭС. Кыргызстан при равноправном участии в ЕАЭС может претендовать на признание системы ветеринарного надзора без дополнительных процедур аудита. При этом необходимо отметить, что такой аудит уже будет единожды произведен до момента вступления КР в ЕАЭС.
К тому же Россия, Беларусь и Казахстан вошли в ЕАЭС без дополнительного аудита своей ветеринарной системы. Ну ладно, на то они и основатели объединения, чтобы для них были послабления. Но Армения присоединилась к данному решению ЕЭК в момент вступления в силу договора о присоединении республики ЕАЭС без всяких дополнительных условий (и без аудита в том числе).
Получается, что кыргызскую систему надзора будут оценивать дважды. Казалось бы, ничего сложного и смертельного. С одной стороны, это даже хорошо. Объективно стоит признать, что отечественная система сертификации товаров и проверки их качества давно нуждается в доработке. Мы только выиграем от того, что приведем ее в соответствие с нормами ЕАЭС. Но только для этого потребуется время.
Проблема возникнет в том случае, если до мая 2015 года нашу систему ветеринарного надзора и контроля не признают эквивалентной евразийской. Это не позволит нашему предпринимателю поставлять продукцию, подлежащую ветеринарному контролю, без разрешения уполномоченных органов ЕАЭС даже после открытия таможенных границ. В итоге Кыргызстан окажется зависимым от уполномоченных органов государств, ставших участниками евразийского объединения раньше нас. Непризнание нашей системы надзора может стать оружием в торговых войнах за рынки сбыта.
Не стоит списывать этот факт со счетов. Соседний Казахстан уже запретил импорт российских нефтепродуктов. Своим товаром РФ попросту «задавила» казахстанские НПЗ. Вспомним и о жалобах Беларуси на то, что российский товар выдавливает с рынка их продукцию. При этом РФ тщательно защищает свой рынок и своих производителей. Те же Казахстан и Беларусь уже не раз жаловались на проблемы с доступом их товаров на российский рынок.
А деньги вам зачем?
Противники евразийского вектора внешней политики Кыргызстана часто говорят, что вступление в ЕАЭС лишит страну независимости. На практике речь может идти не о политической, а об экономической составляющей. В проекте протокола предлагается регулировать льготы по таможенным пошлинам, предоставленным КР в рамках международных договоров. Иначе говоря, Кыргызстану придется согласовывать любые внешние займы у третьих стран с Евразийской экономической комиссией.
В настоящее время КР ведет переговоры по заключению ряда проектов двусторонних международных договоров, работа над которыми шла длительное время. Некоторые из них уже на финальной стадии, и не исключено, что они будут подписаны до вступления в силу договора о присоединении к ЕАЭС. Некоторые международные договоренности являются принципиально важными для КР. Например, речь идет о проекте соглашения между правительствами КР и КНР о предоставлении технико-экономической помощи.
В целом рекомендации комиссии отвечают интересам КР. За исключением срока, до которого Кыргызстан может освобождаться от таможенных пошлин в рамках полученных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов. Проблема в том, что под установленный срок (до 1 января 2015 года) не попадает международный договор с КНР, который прорабатывается с китайской стороной более двух лет. В случае включения в перечень международных договоров КР с КНР под угрозу подпадают проекты на сумму более $1 миллиарда. Их мы планировали заключить с Эксимбанком Китая для реализации второй фазы строительства дороги Север - Юг и реконструкции ТЭЦ Бишкека.
Не стоит забывать, что изменение политической конъюнктуры или взаимоотношений КР со странами ЕАЭС позволит последним блокировать любые решения по получению КР кредитных средств на реализацию инфраструктурных проектов с освобождением их от таможенных пошлин. В отсутствии рамочного соглашения, согласно правовым нормам Евразийского союза, от взимания таможенных пошлин освобождается кредитная помощь в виде оборудования (за исключением подакцизных товаров). То есть, согласно исчерпывающему перечню, поставки из третьих стран, в том числе из Китая, всех других материалов или, например, сырья должны будут облагаться таможенными пошлинами.
К тому же все последующие гранты и кредиты, выделяемые КНР или другими странами, нужно будет согласовывать с ЕЭК для освобождения от таможенных пошлин. При этом гарантировать положительное решение вопроса ЕЭК не может. А ведь таких проектов может быть масса. Государство попросту не в состоянии без внешних займов выполнять социальные обязательства. Иначе говоря, в случае несогласия ЕЭК на предоставление льгот по уплате таможенных пошлин КР будет вынуждена уплачивать пошлины за поставляемые товары за счет республиканского бюджета. В противном случае нас ждут разбирательства в международных арбитражах.
Кыргызстан настаивал на том, чтобы ЕЭК давала разрешение на освобождение от таможенных пошлин только по тем договорам, которые страна заключит до 1 мая 2015 года. Однако в ЕАЭС с такой позицией категорически не согласились. В итоге стороны пришли к тому, что ЕЭК не будет изучать международные договоры КР, которые подписаны и ратифицированы до 1 января 2015 года. Все остальные проекты придется согласовать.
Конечно же, такая расстановка более чем невыгодна Кыргызстану. Уже сейчас депутаты парламента все чаще задают правительству неудобные вопросы о необходимости получения того или иного кредита. Это радует: парламентарии наконец стали подходить к вопросу кредитов более взвешенно. Теперь все наши проекты с участием иностранного капитала будут тщательно изучать и специалисты Евразийской экономической комиссии. Договориться с этой структурой будет гораздо сложнее, чем с отечественными парламентариями.
Со вступлением в ЕАЭС нам, похоже, придется все-таки научиться жить по средствам.