19:42, 01 декабря 2017, Бишкек, Азамат АКЕНЕЕВ специально для ИА «24.kg»
Из Минска пришли хорошие новости. Лидеры Казахстана и Кыргызстана заявили, что конфликт между странами, длящийся почти два месяца, урегулируют.
В этой новости хорошо даже не то, что стороны, судя по всему, нашли общее понимание по проблеме. Самое главное, что мы от взаимных обвинений вернулись к диалогу. Ведь любой конфликт решается только переговорами. Иначе он, как правило, только усугубляется.
Сейчас важно понять, куда мы будем двигаться дальше в наших отношениях с Казахстаном и другими партнерами по ЕАЭС и какие уроки мы можем извлечь из этого кризиса.
На мой взгляд, в ситуации, сложившейся с 10 октября 2017 года в отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, не лукавя, можно найти, кроме очевидных негативных последствий, и вполне положительные моменты.
Но начну все же с плохих новостей. Экономика, предприниматели и граждане Кыргызстана понесли и несут вполне ощутимые потери, последствия которых будут сказываться долго, даже если граница откроется в ближайшие дни.
Даже приблизительную сумму ущерба назвать сложно, недаром правительство, несмотря на многочисленные требования депутатов парламента, до сих пор и не озвучило никаких данных.
Есть только оценка миссии МВФ — до конца года ВВП потеряет 0,3 процента. Дело в том, что основной урон от конфликта на границе понес наш так называемый неформальный сектор экономики. Он не учитывается в официальной статистике, практически не платит налоги. Но он есть и обеспечивает рабочими местами и заработком значительную часть населения.
Сельхозпроизводители, торговцы на рынках, швейники, люди, занятые в приграничной торговле, обслуживании реэкспортных потоков, транспортники, логисты, импортеры — все в той или иной степени потерпели убытки от усиления контроля на границе.
Особенно сильно пострадала наша мясомолочная отрасль, в значительной степени ориентированная на рынок Казахстана.
Есть и другие виды ущерба, которые не оценишь в денежном эквиваленте, но от этого не менее реальные. Речь о нашем инвестиционном климате.
Возьмите любую презентацию от любого нашего государственного органа для иностранных инвесторов, и вы обязательно найдете слайд о свободном доступе на 180-миллионный рынок ЕАЭС в случае открытия производства в Кыргызстане.
Теперь этот аргумент в условиях, когда границу могут закрыть в любое время по политическим причинам, уже не выглядит убедительным. Многие предприятия в Кыргызстане, ориентированные на Казахстан и Россию, задумались о полном или частичном переносе производств поближе к потребителю.
Будет потеряна и часть доходов бюджета. По оценкам Министерства финансов, от 400 до 500 миллионов сомов по таможенному направлению. Какие-то доходы выпадут от предоставления налоговых льгот и отсрочек пострадавшим перевозчикам и сокращения налоговых поступлений от бизнеса.
Кроме того, правительству придется изыскивать деньги для финансирования мероприятий, которые предполагалось закрыть за счет гранта от Казахстана в $100 миллионов, аннулированного нашей стороной.
Пострадали и наши граждане, высланные в последние месяцы из Казахстана за нарушение миграционного законодательства.
Что же в плюсе? Думаю, нашим властям и бизнесу эта ситуация показала необходимость ускорить перестройку экономики страны под новую реальность.
Кризис обнажил все наши уязвимые места и, по сути, доказал, что значительного прогресса после двух лет нашего пребывания в ЕАЭС в Кыргызстане нет.
Чем сейчас наша экономическая модель образца конца 2017 года отличается от той, что была два, три, четыре года назад?
— Мы по-прежнему в огромной степени зависим от неформальных поставок товаров на рынки Казахстана и России и импорта из этих стран.
— В стране по-прежнему большая часть производства ведется кустарным и полукустарным способом, без соблюдения технических регламентов.
— Так и не создана инфраструктура по проверке безопасности продукции. В первую очередь необходимые лаборатории.
— Не обучены работники государственных органов, ответственные за предоставление необходимых услуг предпринимателям.
— Отсутствует достоверная статистика, не уменьшился теневой сектор экономики. Переходный период, данный нам на приведение нашей экономики в соответствие с требованиями союза, а также значительные средства, выделенные на это, использовали неэффективно.
Еще одним положительным моментом я считаю то, что общество и в первую очередь элита глубоко переосмыслили роль ЕАЭС. Ведь не секрет, что многими вступление Кыргызстана в союз воспринималось как автоматическое решение всех наших проблем: гарантия стабильности поставок жизненно важных товаров, постоянно открытые границы, защита трудовых мигрантов.
Но ЕАЭС сам по себе ничего не гарантирует. Членам союза необходимо договариваться по важным вопросам друг с другом, нет арбитра, который рассудит все спорные вопросы.
Кроме определенных преференций, союз несет и немало обязательств. Как правильно сказал ушедший президент Атамбаев на встрече с послами: «Мы слишком полагались на ЕАЭС».
Правда и в том, что наше членство в союзе оказывает не такое уж большое влияние на развитие Кыргызстана. Это просто новые возможности. Воспользуется ими страна или нет — зависит только от нее. Возьмите любое интеграционное объединение в мире, и вы увидите, что одно только членство в нем не дает ничего. Кто хорошо работает — тот лучше и живет.
Как бы ни решился конфликт с Казахстаном, уверен, что возврата к прежней ситуации на границе не будет. Контроль в той или иной степени будет присутствовать. Товарам без необходимых документов и не соответствующим требованиям технических регламентов проходить на рынки Казахстана и России со временем будет все труднее и труднее.
Предпринимателям, начиная от торговцев на «Дордое» и производителей и заканчивая транспортными и логистическими компаниями, необходимо планировать деятельность в будущем с учетом этого фактора — все должно быть по закону.
Государственным органам надо усилить информационную работу среди бизнеса и населения по ознакомлению с требованиями ЕАЭС и в ускоренном темпе создавать необходимую инфраструктуру, чтобы любой производитель или поставщик мог получить все необходимые документы на свою продукцию.
Эта ситуация также позволила нам понять, что стране нужно диверсифицировать риски и искать новые рынки сбыта в других странах, строить железную дорогу Китай — Кыргызстан — Узбекистан, развивать воздушное авиасообщение, налаживать отношения с Таджикистаном и Узбекистаном. Все эти вопросы, которые тянулись годами и десятилетиями, в последние полтора месяца обрели невиданную динамику. Очень надеюсь, что урок не будет забыт и, несмотря на возможное потепление отношений с соседями, эта важная работа продолжится.
Нам, наконец, нужно признаться, что в нашей экономике присутствует такой фактор, как реэкспорт товаров из Китая, Турции и других стран на рынки России и Казахстана. Я не пойму, зачем все время это отрицать?
Мы прекрасно видим сотни фур, идущих через нашу страну. Мы видим десятки автобусов с оптовиками из соседних стран, приезжающих на наши рынки каждый день.
Да, мы завозим в страну куда больше товаров, чем потребляем. Это не является противозаконным, это не противоречит нормам ЕАЭС. В современном мире купить товар в одной стране и продать в другую — обычный бизнес-процесс, на котором выстроены целые экономики, в тех же ОАЭ.
Единственным условием является отсутствие контрабанды, уплата при реэкспорте всех таможенных и налоговых пошлин. Вот о чем мы должны договариваться с нашими партнерами, особенно с Казахстаном.
Мы должны понять, что борьба с контрабандой — это не только требование других стран. В первую очередь это в наших собственных национальных интересах. Наведение порядка на таможне, закрытие коррупционных схем позволит в разы увеличить доходы бюджета, решить множество социальных проблем, значительно уменьшить доходы коррупционеров, лишив их влияния на принятие политических решений.
Недаром говорят, что реформы возможны только в кризисные времена. Надеюсь, этот кризис даст возможность нашей стране стать только сильнее, наладить отношения с соседями и извлечь необходимые уроки на будущее.