15:10, 30 октября 2017, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
За последние шесть лет экономику Кыргызстана лихорадило не раз. Самым тяжелым был 2012 год, когда ВВП страны ушел в минус. Сейчас ситуация стабилизировалась.
ИА «24.kg» вспомнило, как развивалась экономика Кыргызстана в период президентства Алмазбека Атамбаева.
В 2011 году рост экономики Кыргызстана составил 5,7 процента. Это был успех. Международные эксперты удивлялись, как быстро страна восстановилась после тяжелых событий 2010 года. Казалось бы, дальше будет легче...
2012 год стал главным разочарованием за все время президентства Алмазбека Атамбаева. Из-за падения объемов добычи золота на руднике «Кумтор» ВВП ушел в минус. Причем тревожные сигналы правительство отмечало с самого начала года. Но сделать ничего так и не смогло.
Зато следующий, 2013 год, запомнился рекордным ростом ВВП в 10,9 процента. Такого не было за 20 с лишним лет независимости Кыргызстана. Чиновники настолько впали в эйфорию, что не приняли решительных действий для закрепления результата.
В итоге в 2014-м ВВП вырос лишь на скромные 4 процента. В 2015-2016 годах и того меньше — 3,8 и 3,9 процента. В прошлом году чиновникам пришлось понервничать. Практически полностью повторялась ситуация 2012-го. Объемы добычи золота на Кумторе сократились. Это тут же сказалось на экономике. К осени ситуация стабилизировалась, что и позволило удержать рост ВВП.
В 2015 году Кыргызстан вошел в ЕАЭС. Это должно было означать, что экономика республики перестроится. Стране надо было срочно уходить от реэкспорта и развивать производство. Однако данные за 2015-2016 годы говорят, что этого не произошло. В структуре ВВП по-прежнему львиную долю занимает сфера услуг.
Стоит отметить, что среди стран ЕАЭС Кыргызстан все же лидирует по росту экономики.
Экспорт в страны союза вырос за 2016 год на 4,4 процента, в третьи страны — на 5,2 процента. А вот импорт из ЕАЭС мы стабильно сокращаем. И это хорошо. Значит, население стало больше доверять отечественным товарам.
Главным расстройством последних шести лет стала ситуация в промышленности. После обретения независимости практически все заводы и фабрики обанкротились, а торговля сосредоточилась на реэкспорте китайских товаров. Ситуацию не удается изменить.
Драйвером промышленного роста остается крупнейшее месторождение золота в стране — Кумтор. Без его учета показатели весьма скромные. Да, они понемногу растут, но совсем не теми темпами, которые нужны для развития отрасли. К тому же традиционно хорошие показатели в добыче металлических руд, производстве основных металлов, очищенных и минеральных нефтепродуктов.
За шесть лет в стране вроде бы запускали новые производственные мощности — Кара-Балтинский и Токмакский НПЗ, разработку месторождений Талды-Булак Левобережный и Бозымчак. Но существенно изменить ситуацию в промышленности они не смогли.
Единственная отрасль, которая по росту может похвастаться перед золотом, — легкая.
Текстильщики немного сдали позиции во время адаптации Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе. Но сейчас они активно наращивают обороты.
В 2016 году из Кыргызстана экспортировали швейной продукции на $95,5 миллиона — 7 процентов от общего объема экспорта. Швейная отрасль занимает в экономике страны третье место после экспорта драгметаллов и сельскохозяйственных товаров.
Есть в Кыргызстане один показатель, который ежегодно стабильно растет. Это государственный долг. За последние шесть лет он вырос почти на $1 миллиард. Стоит отметить, что за минувшие шесть лет мы занимали преимущественно на крупные инвестиционные проекты. Лидирует в их списке строительство дорог и крупных станций.
Ради того, чтобы и дальше брать в долг, пришлось даже изменить законы. С 2017 года Кыргызстан отказался от формулировки, что уровень госдолга не может превышать 60 процентов ВВП. В стране ввели Бюджетный кодекс, в котором прописали формулу допустимого значения долга.
В 2017-м внешний долг страны сократился на $240 миллионов, которые списала Россия. Долг перед РФ до 2012 года составлял $488,9 миллиона. В 2013-м списали $188,9 миллиона, а потом и остальные.
Больше всего Кыргызстан должен Экспортно-импортному банку Китая — $1,4 миллиарда. Из года в год мы продолжаем брать долги. Эксперты предупреждают, что Кыргызстану нужно быть предельно внимательным и осторожным при внешних заимствованиях. Иначе скоро мы просто не сможем брать льготные кредиты. Мы слушаем, киваем головой, но делаем все равно по-своему.
Только за восемь месяцев 2017 года государственный долг вырос на $313,97 миллиона — до $4 миллиардов 378,71 миллиона.