11:01, 06 июня 2017, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
Энергетики Кыргызстана, став на путь повышения тарифов, решили не делать этого в 2017 году. Эксперты же полагают, что повышать цены на электричество и тепловую энергию необходимо постепенно, в одно и то же время. Так сознание людей быстрее адаптируется к их неизбежному росту.
Всемирный банк в ежегодном отчете пришел к заключению, что государство необоснованно много средств тратит на энергетику. Если не повышать тариф, есть риск окончательно разорить отрасль.
Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса разработало тарифную политику, предусматривающую ежегодное повышение цен на свет и тепло.
Планировалось с 1 апреля повысить для населения тариф на тепловую энергию с 1 тысячи 134,8 до 1 тысячи 615,4 сома за гигакалорию.
С 1 августа должно было подорожать на 10 процентов и электричество. Тариф для большинства потребителей, использующих до 700 киловатт-часов, составил бы 84 тыйына.
Несмотря на то что постановлением правительства предусмотрено поэтапное повышение цен на свет и тепло, ГАРТЭК не повышал тарифы в 2016 году. Отказались от этой затеи и в 2017-м.
Эксперты же считают, что такой подход неэффективен, потому что энергетика не может оставаться на плаву без вливания средств. В то же время полученные на развитие кредиты не дали ничего, кроме увеличения внешнего долга.
По мнению экономиста офиса Всемирного банка в КР Бакыта Дубашова, энергосектор не генерирует доходы, которые необходимы для самодостаточности. Отрасль больше тратит, чем зарабатывает.
В 2015–2016 годах общие долги отрасли превысили 48 миллиардов сомов. Эта цифра равняется 20 процентам от ВВП. Или почти 70 процентов от суммы, которую государство тратит на выплату зарплат. Или 60 процентов расходов на закупку товаров и услуг для обеспечения государственных органов.
Деньги, потраченные на энергетику, составляют 65 процентов от суммы, предназначенной для выплаты пенсий. В сектор вложили в 13 раз больше, чем государство тратит на поддержку малоимущих граждан.
Между тем 45 процентов оборудования ГЭС выработало срок эксплуатации, но продолжает использоваться. В Бишкеке требуется заменить 40 процентов электрических кабелей. Постоянные аварии подрывают энергобезопасность страны.
«Предоставляемых ресурсов недостаточно. Проблема в том, что мы находимся на той ступени, когда неспособны покрыть потребности в электроэнергии. Кыргызстан уже начал импортировать электричество. По всем финансовым показателям видно, насколько тяжелым становится бремя», — считает Бакыт Дубашов.
Несмотря на это, Кыргызстан лидирует в СНГ по использованию электричества на душу населения и экономить не торопится. С 2007-го по 2016 год бытовое потребление электроэнергии увеличилось на 58 процентов, хотя число абонентов выросло лишь на 12 процентов.
Одно домохозяйство потребляет 460 киловатт-часов в месяц. Льготный тариф установлен при использовании до 700 киловатт-часов. Эксперты Всемирного банка пришли к выводу, что в основном льготами пользуется богатая часть населения. Бедные вынуждены сокращать потребление.
Домохозяйство тратит на покупку электроэнергии 6–6,5 процента общих расходов. Субсидиями пользуются те, кто может заплатить. Система предоставления субсидий неэффективна. Те, кто менее защищен, не получают поддержку от государства. Действующая тарифная политика помогает лишь богатым слоям населения.
Самые бедные кыргызстанцы потребляют не более 100 киловатт-часов в месяц. Но богатые получают в два раза больше помощи от государства, чем бедные.
Эксперты предлагают использовать субсидии в других целях — на строительство школ или дорог. Энергетика же должна работать на экспорт.
Постоянный представитель Международного валютного фонда в Кыргызстане Яхья Саид считает, что никто не будет инвестировать в энергетику Кыргызстана при нынешних тарифах на свет. По его словам, ниже, чем в Кыргызстане, они только в Венесуэле. Низкие цены на электричество являются преимуществом только для развития бизнеса.
Энергетики не делают таких резких выводов. Они уверены, что ситуацию можно изменить в комплексе, а не только повышением цен.
«В энергетике Кыргызстана гораздо больше проблем. Не нужно выпячивать только одну — повышение тарифов. Прежде чем что-то менять, необходимо подумать, что получат взамен уязвимые слои населения. По тем же льготам следует разбираться отдельно. К примеру, в высокогорье. Там тоже есть люди обеспеченные — богаче, чем в Бишкеке. Но и они получают субсидии», — заявил генеральный директор ОАО «Бишкектеплосеть» Эркин Абдыкалыков.
Любое предложение о повышении тарифов на энергоресурсы будоражит общественность мгновенно. Кыргызстанцы готовы терпеть рост цен на продукты питания, на проезд в общественном транспорте. Но тарифы на электричество должны оставаться неизменными. Энергетики это понимают. Пока.
Однако прежде чем говорить о повышении тарифа, нужно повысить качество обслуживания и потребовать отчет за потраченные деньги. Куда ушли миллиарды, которые не принесли пользы?