10:00, 04 марта 2017, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ
Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызстана на 2013–2017 годы по итогам четырех лет, можно сказать, провалилась. Большую часть задуманного не реализовали или претворили в жизнь частично, а ведь изначально в документе ставились очень даже амбициозные планы: войти в первую «двадцатку», «десятку», «тридцатку»… Однако цифры по итогам четырех лет не радуют.
В стратегии было подробно расписано, как уже в ближайшие годы Кыргызстан войдет в список передовых стран по борьбе с коррупцией, развитию экономики, свободе для бизнеса и инвестиций и другим показателям.
Уже в 2017 году Кыргызстан должен был войти в тридцатку стран с наилучшими показателями по международному рейтингу «Ведения бизнеса». В рейтинге Doing Business наша страна занимает
Планировали также войти в
В рейтинге вовлеченности в мировую торговлю остановились на
Еще в 2017 году мы должны были оказаться в числе 50 стран по индексу восприятия коррупции. Но оказались во второй сотне. (
Что касается Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, то до конца 2017 года оно должно было воплотить в жизнь 23 проекта в животноводстве, мелиорации и производстве минеральных удобрений.
Из них полностью реализованы — 9, частично — 5, не реализованы — 9.
Что же
Частично осуществлен вопрос строительства завода по выпуску минеральных удобрений. В 2014 году Минсельхоз планировал построить завод мощностью 300 тысяч тонн, из которых 150 тысяч тонн составит селитра, остальные мочевина.
В итоге построено предприятие по выпуску органоминеральных удобрений вне кормовой подкормки объемом 100 тысяч литров в год.
Такие удобрения не вредят земле, но, увы, аграрии продолжают использовать химические компоненты, импортируемые из ближнего зарубежья, тратя на это ежегодно до $70 миллионов. Да и вред земле все равно наносится.
Провальными оказалось большинство «водных проектов», таких как строительство бассейнов суточных регулирований, водохранилищ, оросительных каналов.
Например, канал
Как пояснили в Минсельхозе, основные причины нереализованных проектов — отсутствие финансирования, долгий процесс выделения даже имеющихся денег, утомительные процедуры согласования, принятия решений.
Вместе с тем стоит отметить плодотворную работу Министерства транспорта и дорог. Правда, успех этот относительный, потому как некоторые проекты сопровождаются скандалами.
К примеру, транспортники полностью закупили необходимую автодорожную технику (43 автогрейдера, 20 автопогрузчиков, 7 бульдозеров, 3 асфальтобетонных завода).
С запозданием, но реабилитируется дорога Тараз — Талас — Суусамыр. За 4 года проект реализован на 26 процентов.
Реабилитацию дороги Бишкек — Нарын — Торугарт планировали завершить в 2016 году. Ее поделили на три участка, работы финансируют различные ведомства и строят разные подрядчики.
Так, участок дороги с 272 по
В целом, все крупные дорожные проекты на стадии реабилитации или завершены.
Что касается модернизации региональных аэропортов «Исфана», «Баткен»,
Буксует и «стройка века» — железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Но это проект международный, и один Кыргызстан реализовать его не в состоянии.
Не решается такой локальный железнодорожный проект, как Балыкчы — Кочкор —
В сфере энергетики удалось реализовать стратегический проект — построить линию электропередачи Датка — Кемин, которая, по словам специалистов, обеспечила энергетическую независимость страны. Полным ходом идет модернизация Бишкекской ТЭЦ.
На этом, собственно, и все. Больше серьезных проектов реализовать не смогли.
Не успев начаться, остановлено строительство Верхненарынского каскада ГЭС. Пуск
На днях полномочный представитель правительства в Баткенской области сообщил, что разработана программа развития области на 2017–2021 годы, в которой указано, что только на водные проекты потребуется 28 миллиардов сомов.
Отличная новость, но, учитывая то, как за четыре года реализовывали Национальную стратегию устойчивого развития республики, похоже, что и эта программа, если и не обречена на провал, то будет выполнена лишь частично.