Долги Кыргызстана: все дороги ведут в Китай

10:46, 30 ноября 2016, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО

Правительство Кыргызстана прогнозирует дефицит бюджета на 2017 год в 23,3 миллиарда сомов. Львиную долю в нем занимают кредиты, полученные за годы независимости.

ИА «24.kg» выяснило, кому республика должна больше всего и когда наступит время платить по счетам.

Живем в долг, но на широкую ногу

Соотношение госдолга к прогнозному ВВП за 2016 год составило 60,9 процента, а государственного внешнего долга к прогнозному ВВП – 56,3 процента. Таким образом, государственный долг КР составил 276 миллиардов 788,3 миллиона сомов ($4,072 миллиарда).

Министерство финансов уверяет, что отношение госдолга к ВВП за 2016 год находится в пределах допустимого значения. По Закону «О государственном и негосударственном долге КР» ограничение по величине государственного внешнего долга составляет 60 процентов к ВВП.

 

Однако финансисты сочли, что устанавливать фиксированный процент нецелесообразно. С 1 января 2017-го начнет действовать Бюджетный кодекс КР. В нем указано, что «величина государственного долга определяется правительством с учетом международных показателей долговой устойчивости и предусматривается законом о республиканском бюджете на очередной бюджетный год и два прогнозируемых периода».

Минфин спит спокойно

По информации Министерства финансов, госдолг обслуживается своевременно и в полном объеме. Просрочек нет.

В 1992 году Кыргызстан взял кредитов на $4,9 миллиона. С каждым годом аппетиты росли, и к 2002 году долг достиг $1,5 миллиарда, а к сентябрю 2016-го – $3,7 миллиарда.

Примечательно: по итогам 2005 года долг КР снизился на $6,7 миллиона, но затем вновь начал стремительно расти.

  • В основном Кыргызстан берет льготные кредиты. Таковых набралось $2,2 миллиарда. Самым щедрым в этой группе является Экспортно-импортный банк Китая, который выдал республике $1,4 миллиарда.
  • По линии двусторонних нельготных кредитов долг - $9,19 миллиона, из них $6,06 миллиона Кыргызстан должен «Гермес Кредитверзихерунгс-Актингезельшафт» (Германия).
  • Многосторонние льготные кредиты перевалили за $1,5 миллиарда. Долг перед АБР превышает $578,4 миллиона, перед МАР - $635,1 миллиона.
  • Многосторонний нельготный кредит выдал только ЕБРР. Его сумма превышает $41,6 миллиона.

Депутат Жогорку Кенеша Мирлан Бакиров («Онугуу-Прогресс») считает, что не страшно получать кредиты от международных организаций - опасно быть должником китайского «Эксимбанка». По его словам, в договоре с ним указано, что при просрочке выплат сразу начисляется пеня.

К примеру, по строительству дороги Бишкек – Нарын – Торугарт, которое финансирует китайский банк, льготный период составляет только 5 лет. Ставка по кредиту – 2 процента, а срок выплаты – 20 лет. Проект рассчитан на 2010-2014 годы.

По данным Министерства финансов, у китайского банка Кыргызстан взял за годы независимости $2 миллиарда 86 миллионов, из которых на дороги потратили $1 миллиард 103 миллиона, на энергетику – $983 миллиона.

Не успеем и глазом моргнуть, как придет пора рассчитываться по счетам. С начала 2016 года внешний долг увеличился на $128,9 миллиона.

Партнеры по союзу волнуются

Между тем Евразийская экономическая комиссия рекомендовала Кыргызстану принять меры по снижению долга. Рекомендацию разработали в связи с превышением количественного значения долга, установленного в договоре о ЕАЭС.

  • Страны союза должны следить, чтобы уровень долга сектора госуправления не превышал 50 процентов к ВВП.

Мониторинг показал, что в третьем и четвертом кварталах 2015 года долг составил 51,4 и 58 процентов по отношению к ВВП.

ЕЭК для снижения долга предложила Кыргызстану реализовать комплекс мер:

  • повысить эффективность управления долгом сектора государственного управления;
  • сократить дефицит бюджета сектора госуправления в целях оптимизации его долгового финансирования;
  • принять долгосрочные меры по обеспечению экономического роста и снижению в перспективе необходимости в долговых заимствованиях.

Это должно способствовать повышению эффективности управления госдолгом и уменьшению долговой нагрузки на государственный бюджет.

Но пока Кыргызстан затягивает в долговую яму. Не исключено, что в будущем республике придется брать кредиты на погашение ранее взятых, если к этому времени еще останется суверенной.