Дороги.kg. Made by «China»

11:00, 29 ноября 2016, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО

Более 20 лет Кыргызстан получает кредиты и гранты на восстановление главных транспортных артерий. Одним из основных подрядчиков является China Road and Bridge Cо (CRBC). С некоторых пор имя компании на слуху не из-за реализованных проектов, а из-за скандалов.

 

Напомним, CRBC предоставила дорогой внедорожник бывшему министру транспорта и дорог. ИА «24.kg» решило подробнее узнать, что это за щедрая компания и как она работает.

 

Собака лает, караван идет

 

Дорожная сеть страны находится в кризисном состоянии, что является серьезным препятствием на пути социально-экономического развития. В целях сохранения и улучшения региональных дорожных коридоров, которые обеспечивают практически единственный способ доступа Кыргызстана к региональным рынкам товаров, услуг, связи между основными экономическими центрами внутри страны, правительством не только разработана стратегия развития дорожного сектора, но и предпринят ряд мер для решения накопившихся в секторе проблем.

 

В реализации этих задач активно участвует государственная китайская корпорация с ограниченной ответственностью по строительству дорог и мостов (CRBC). Она утверждена комитетом по надзору и управлению государственной собственностью при Госсовете КНР в 1958 году. В настоящее время является одним из четырех крупнейших внешнеэкономических предприятий Китая.

 

CRBC является генеральным подрядчиком в отечественных и международных проектах по строительству автодорог, мостов, тоннелей, аэропортов и портов, по проведению изысканий и проектирований, по оказанию консультативных и надзорных услуг.

 

 

Компания уделяет внимание новым технологиям, которые использовались при строительстве шоссе Таджикистан – Узбекистан, реконструкции китайско-пакистанской магистрали в Каракорум, расширении порта Мавританской дружбы, моста Земун-Борка в Сербии.

 

В начале 2000-х годов корпорация стала одним из 500 сильнейших предприятий мира. В ней работает более 30 тысяч человек, создано 15 дочерних компаний и 50 зарубежных представительств в Азии, Европе, Африке и Южной Америке.

 

Наличие филиалов по всему миру помогает ей выигрывать тендеры на многомиллиардные проекты. Только в 2013 году CRBC заключила коммерческие контракты на $7 миллиардов.

 

От городских улочек до магистралей

 

Представительство компании в Кыргызстане открыто в 2002 году. Большинство дорожных проектов выполняет CRBC. Только с 2013 года в республике выполняется 18 проектов в сфере транспорта и коммуникаций на $2,9 миллиарда. 

 

China Road and Bridge Cо задействована в реабилитации:

 

  • автодороги Бишкек - Ош;
  • транспортного коридора Китай – Кыргызстан - Узбекистан;
  • автодороги Бишкек – Нарын - Торугарт.  

При поддержке Всемирного банка в Бишкеке реализован проект «Городской транспорт». Общая протяженность отремонтированных дорог составила . Азиатский банк развития выделил деньги на реабилитацию дорог в Оше.

 

На строительство первого участка автодороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан на территории КР протяженностью правительство КНР выделило грант в 60 миллионов юаней.

 

 

Европейская комиссия финансирует строительство дороги Ош - Исфана в объезд таджикских анклавов в Баткенской области.

 

Китайская компания завершила реабилитацию южного транспортного коридора Ош – Сарыташ - Иркештам по схеме «Ресурсы взамен инвестиций».

 

Помимо выполнения этих проектов, CRBC за свой счет подготовило технико-экономическое обоснование для строительства железнодорожной магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

 

Кредиты, гранты, долги…

 

  • На строительство дороги Бишкек – Нарын – Торугат АБР выделил $44 миллиона в виде гранта, $83 миллиона – кредита. Экспортно-импортный банк Китая предоставил займ в $200 миллионов, Агентство кредитных гарантий - $72,3 миллиона. 
  • Реабилитацию трассы Ош – Баткен – Исфана также спонсирует ЭИБК, предоставив кредит в $91,4 миллиона. Европейская комиссия на строительство дороги выделила грант в 6,3 миллиона евро, Всемирный банк - $41 миллион, Европейское сообщество – грант в 8,6 миллиона евро, ЕБРР - $35 миллионов. 
  • Реконструкция дороги Бишкек – Ош (фаза IV) еще не начата. Тендерная комиссия до сих пор не может определить подрядчика. Но финансирование уже открыто. АБР выделил $65 миллионов в виде кредита и грант в $35 миллионов, ЕАБР - $60 миллионов, правительство КР - $34,8 миллиона. 
  • Строительство альтернативной дороги Север – Юг спонсирует ЭИБК, предоставив кредит в $698 миллионов.

Это лишь малая часть крупнейших проектов, в которых задействована китайская корпорация. Наиболее важным, безусловно, является альтернативная трасса Север – Юг. В результате будет создан дополнительный непрерывный автотранспортный маршрут между севером и югом страны, который географически разделен от имеющегося маршрута Бишкек - Ош горными хребтами. Данный маршрут будет пролегать в большой отдаленности от линии государственных границ с соседними государствами, что важно для безопасности страны.

 

 

Кроме того, будет обеспечен доступ к месторождениям полезных ископаемых и освоению земель и сельскохозяйственных угодий в Тогуз-Тороуском, Ак-Талинском, Джумгальском, Кочкорском районах, что представляет большой интерес для местного населения и инвесторов, которые заинтересованы в переработке сельскохозяйственной продукции.

 

Соединение данной дороги с дорогами Казахстана и России на севере страны и Таджикистана - на юге позволит создать сквозной транзит по маршруту Россия – Казахстан – Кыргызстан - Таджикистан в обход Узбекистана, что приобретает особую актуальность после вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

 

Сквозной маршрут позволит КР выйти из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности и выполнения обязательств в рамках СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. В 2014 году Минтранс уже приступил к реализации фазы I.

 

По данным Министерства транспорта, с 1996 года реализовано 40 проектов по строительству дорог на $2,4 миллиарда. China Road and Bridge Cо выполняет или уже выполнила работы по 16 проектам более чем на $1,3 миллиарда. 

 

Справедливости ради отметим, что все дороги в Кыргызстане строятся за счет кредитных средств, а проекты находятся под пристальным наблюдением международных доноров, что в свою очередь гарантирует соблюдение международных строительных норм и стандартов. Однако по завершению проектов дороги передаются в ведение Минтранса. Обслуживанием занимаются местные дорожные управления. В результате такого обслуживания многие трассы после 10-15 лет вновь требуют серьезного ремонта или реконструкции. Может, чиновникам стоит задуматься над этим? Тем более те же доноры предлагают готовые программы, но реализовывать их никто не горит желанием.