Что думает МВФ о госдолге, инфляции и ВВП Кыргызстана

13:34, 29 сентября 2016, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

Миссия МВФ пробыла в Кыргызстане с 15 по 28 сентября. По итогам визита ее специалисты оценили экономическую ситуацию в стране и дали рекомендации, как нам жить дальше.

Экономика

В Международном валютном фонде отмечают, что экономика Кыргызстана в последние годы пострадала от замедления экономического роста в регионе и мире. В частности, снижение цен на нефть повлияло на Россию и Казахстан, а потом отразилось и на КР.

В этом году МВФ ожидает, что экономический рост в Кыргызстане составит около 2 процентов. Он будет низким и в 2017 году - до 2,3 процента.

В среднесрочной перспективе возможен возврат роста ВВП к докризисным показателям. Однако для этого Кыргызстан должен адаптироваться в ЕАЭС и принять все необходимые меры для улучшения своего экономического положения.

Цены в стагнации

На сегодня рост цен в стране всего 0,5 процента. Почти ничего. Однако не стоит радостно хлопать в ладоши. Столь низкая инфляция обусловлена низкими ценами на продовольствие и топливо. Сказываются и трудности в экспорте внутренней продукции на рынки ЕАЭС. Это создает дополнительное предложение продукции на внутреннем рынке.

Эксперты прогнозируют в ближайшей перспективе рост дефицита бюджета. Однако надеются на то, что в среднесрочной перспективе он будет снижаться. Оптимальным на текущий год в МВФ называют пороговое значение бюджетного дефицита в 4,5 процента, в 2017 году – не более 3 процентов.

Долги растут

За последние два-три года в Кыргызстане значительно увеличился уровень государственного долга по отношению к ВВП. Если в середине 2014 года он составлял 43-44 процента ВВП, то на сегодня - почти 70 процентов.

Госдолг еще соответствует умеренному риску кризиса задолженности, но достиг пограничного уровня. Если КР переступит этот порог, то стоимость привлечения займов для страны может возрасти в разы.

Еще один важный момент. В нынешней ситуации способности правительства использовать ограниченные ресурсы на социальное и экономическое развитие значительно сократятся. Ведь все больше денег приходится тратить на обслуживание госдолга.

Больше налогов, меньше льгот

Перспективы нерадужные. Однако в МВФ уверены, что паниковать не стоит. Важно лишь соблюдать несколько правил. Самое важное – провести бюджетную консолидацию.

Еще одно условие, при котором жизнь в стране станет веселее, – властям стоит воздерживаться от предоставления необоснованных освобождений от налогов. Самый свежий пример: власти страны освободили предпринимателей от уплаты НДС на импорт муки. В МВФ эта мера «вызывает сожаление».

Международный валютный фонд рекомендует правительству Кыргызстана отказаться от отмены НДС на импорт муки как можно скорее.

Специалисты международной организации считают, что вреда от нее больше, чем пользы. Из-за отмены НДС бюджет потерял около 650 миллионов сомов налоговых поступлений. А реальные послабления получила небольшая группа людей.

Лучше меньше, да лучше

Вторая важная составляющая «сытой» экономической жизни – оптимизация расходов. Это красивое слово из уст отечественных чиновников звучит регулярно. Только на деле они не готовы отказаться от необоснованных трат.

Касается это правило и распределения инвестиций. Никто не спорит, что Кыргызстан нуждается в улучшении дорог, строительстве энергетических объектов, больниц и школ. Вопрос в том, как делать это без ущерба для устойчивости бюджета? Все просто – нужно определять приоритетные проекты и распределять инвестиции на среднесрочную перспективу. С учетом того, что на многие проекты мы берем иностранные кредиты, это позволит избежать непомерных для казны трат на обслуживание госдолга.

Если вы решите добавить дополнительные инвестиции в какой-то год, то нужно пересмотреть приоритеты и с учетом потенциала перенести отдельные проекты на более поздний срок, отмечают в МВФ.

За примерами не совсем адекватной траты средств далеко ходить не надо. В этом году потратились на инфраструктуру, связанную с проведением II Всемирных игр кочевников и саммита СНГ. Это добавило бюджету значительные расходы.

Оба события, безусловно, важны для страны. Но для того чтобы сократить бюджетную и долговую нагрузку, стоило перенести на более поздние сроки другие проекты. Но власти КР делать этого не стали.

«Другой пример. Правительство решило построить на средства от продажи лицензии на разработку золоторудного месторождения Джеруй 100 новых школ. Но в итоге возвели только 5 или 6. Следовало внимательнее подойди к распределению средств. Не обязательно вкладывать деньги сразу во все школы», - говорит Эдвард Джемайэль.

Коврижки от МВФ

Международный финансовый институт не зря так пристально изучает ситуацию в Кыргызстане. Между КР и МВФ есть соглашение о выделении около $100 миллионов в течение 2016-2017 годов. Деньги выдаются равными долями примерно по $16 миллионов.

За 2016 год Кыргызстан получил от МВФ три транша по $16 миллионов бюджетной поддержки. До конца года, скорее всего, выделят еще один. Еще два транша запланированы на 2017 год.

В МВФ отмечают, что тратить бюджетную поддержку Кыргызстан может по своему усмотрению. Организация не может диктовать, какие кредиты и займы для страны нужны или нет. Главное, чтобы толку от этих трат было больше, чем вреда.