Страсти по Кара-Кече

11:00, 28 июля 2016, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ

На недавнем выездном совещании на ТЭЦ Бишкека с участием вице-премьер-министра Олега Панкратова энергетики сообщили, что угольный разрез Кара-Кече, возможно, не сможет обеспечить необходимый для теплоцентрали объем топлива, на уголь которого и рассчитан обновляемый энергетический объект. Они предложили закупать уголь и из других источников, чтобы не сорвать отопительный сезон. Однако на государственном предприятии «Кыргызкомур», кстати, одном из крупных поставщиков ТЭЦ, творится кадровая неразбериха, что ставит под угрозу выполнение плана добычи черного золота для столицы.

Неспокойное место

Один из крупнейших в Кыргызстане Кавакский угольный бассейн имеет запас топлива в 2,3 миллиарда тонн, а балансовый запас на месторождении Кара-Кече - 431 миллион тонн. Это вполне позволяет обеспечить углем столичную ТЭЦ, что и предполагалось при реконструкции теплоэлектроцентрали.

Угольный разрез Кара-Кече с начала активной разработки не знал спокойных времен, все время находясь в плену споров, скандалов, основные действующие лица которых - местные жители, госорганы, бизнесмены и даже общественные объединения. Не так давно одно из таких объединений возглавлял небезызвестный «угольный король» Нурлан Мотуев.

Без государева ока никак

Отдавая в 1990-е годы в частные руки угольный бассейн, государство наверняка рассчитывало, что инвестор (сколько надежд на них было в то время!) превратит разрез в образцовое предприятие. И как в былые советские времена там вновь потянутся длинные караваны машин, груженных углем, что горняки будут возвращаться с работы с улыбками на лице, а по ТВ будут показывать видеосюжеты о том, как рабочие обедают в чистых столовых и получают баснословную зарплату… Чуда не случилось. Вместо этого кара-кечинский уголь стал самым дорогим на севере страны, а разрез начали делить меж собой различные группировки, используя все средства вплоть до вооруженных столкновений.

В 2012 году правительство создало госпредприятие «Кыргызкомур», чтобы обеспечивать бесперебойные поставки угля на ТЭЦ и населению. Однако компания не оправдала надежд и повесила на его шею долг в 130 миллионов сомов, при этом объем добычи не превышал 65 тысяч тонн в год (для сравнения, ТЭЦ ежегодно потребляет более 1 миллиона тонн).

Ситуация изменилась в январе 2014 года с приходом нового генерального директора Мирлана Жакыпова.

Как рассказал начальник отдела предприятия Надырбек Бекжанов, ставший на момент подготовки материала уже бывшим, при появлении нового начальства ГП было в предбанкротном состоянии.

«Кредитная задолженность составляла свыше 130 миллионов сомов, счета арестованы, водители бастуют, требуя выплаты зарплаты, оборудование фактически отсутствует, у рабочих нет спецодежды, не говоря уже об их быте. Объем добычи - 60 тысяч тонн в год», - охарактеризовал он плачевную ситуацию.

Тем не менее, рассказал он, новое руководство, получив бюджетную ссуду, сумело погасить долги перед всеми кредиторами, затем закупили новую технику (два экскаватора, один бульдозер и три фронтальных погрузчика), полностью обеспечили рабочих спецодеждой, улучшили их питание, организовали связь между офисом и разрезом, создали собственную перевалочную базу в Балыкчи и даже официальный веб-сайт предприятия.

Все это позволило уже в 2014 году добыть 124,9 тысячи тонн угля, а 2015-й завершить с показателем 229,4 тысячи тонн.

Новые менеджеры составили бизнес-план, намеревались взять кредит в Российско-Кыргызском фонде и в 2017-м  довести добычу до 750 тысяч тонн в год. В результате чего предприятие могло бы обеспечить 3/4 потребности ТЭЦ в угле.

Недолго музыка играла

Однако в начале 2016 года неожиданно грянул гром. Антикоррупционная служба ГКНБ завела уголовное дело на гендиректора Мирлана Жакыпова и его первого заместителя Канатбека Ашырбаева. Их обвинили в растрате вверенного имущества, причинении в силу своего служебного положения особо крупного ущерба и заключении заведомо невыгодного для государства контракта.

Относительно растраты госимущества вопросов нет, вердикт по этому вопросу должен вынести суд. Однако есть сомнения в обоснованности таких обвинений, как «причинение особо крупного ущерба и заключение заведомо невыгодного контракта».

Предприятие впервые вышло с прибылью, погашены все долги, появилась собственная техника, пошел рост объема добычи. О каком ущербе идет речь?

Кара-Кечинский карнавал

На время судебных разбирательств генерального директора Мирлана Жакыпова и его первого зама Канатбека Ашырбаева временно отстранили от работы, а исполняющим обязанности гендиректора назначили Талантбека Бокешова.

Вот с этого момента и начинается мыльная опера под названием «Страсти по ГП «Кыргызкомур».

Напомним, что госпредприятие – это объект стратегического значения, далеко не ансамбль песни и пляски, и с точки зрения здравого смысла, пока первые лица «Кыргызкомура» находятся под следствием, логично было бы назначить человека, хорошо знакомого с отраслью, или опытного кризис- менеджера, которому удалось сохранить не одно предприятие.

Однако по рекомендации министра экономики Арзыбека Кожошева 27 апреля 2016 года глава Фонда госимущества Алмаз Кадыркулов, несмотря на то, что суд по делу гендиректора и его первого зама не закончен, увольняет К.Ашырбаева и на его место назначает не временно исполнять обязанности, а утверждает в должности Талантбека Бокешова. Незаконность увольнения К.Ашырбаева подтвердили Горно-металлургический профсоюз и Госэкотехинспекция. Однако к ним не прислушались. 

Нового назначенца не только не перевели в статус исполняющего обязанности, но через месяц на него еще временно возложили обязанности гендиректора.

Экс-председатель Фонда госимущества Алмаз Кадыркулов на вопрос, почему еще до окончания судебных разбирательств Талантбек Бокешов утвержден в должности первого заместителя, ответил, что не помнит, почему именно, и порекомендовал обратиться к нынешнему руководству фонда.

Самое странное в этой истории то, что Талантбек Бокешов – человек, совершенно далекий от горного дела. Получил гуманитарное и зоотехническое образование, имеет управленческий опыт лишь в крестьянском хозяйстве и муниципальной пекарне Бишкека. Маловато для такой должности.

Может быть, отсутствие профильного образования и опыта с лихвой компенсируется отличными качествами управленца? И вновь нет: с того момента, как он возглавил предприятие, показатели резко упали.

Так, с 27 апреля по 15 июля 2016 года добыто 784 тонны угля и вскрыто 21 тысяча кубических метров слоя породы. Мало это или много, можно понять, если сравнить с показателями аналогичного периода прошлого года. В 2015-м было добыто 13,7 тысячи тонн угля и вскрыто 95 тысяч 780 кубических метров породы. Иными словами, добыча упала в 17 раз (!).

Однако, как рассказал технический директор компании Валерий Бобров, объемы упали не только по вине нового руководителя, повлияла непогода.

Оставить нельзя уволить

Вполне возможно, что спад производства после прихода Талантбека Бокешова связан с кризисом в кадровой политике.

Серьезным поводом для недовольства коллектива стало увольнение директора Кара-Кечинского филиала предприятия Таалая Ашырова, горняка с 25-летним стажем.

В приказе об увольнении написано, что из-за самоустранения от работы Ашырова, оттого, что он отключил телефон, в филиале работа встала, воцарились хаос и анархия. Конкретных фактов, засвидетельствовавших его нарушения, в приказе нет. Основанием же служит пункт 11 статьи 83 Трудового кодекса: однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Какое именно грубое нарушение - неизвестно.

Говорят, талант руководителя проявляется в умении принимать нестандартные решения в кризисной ситуации. Так поступил и и.о. гендиректора. На место уволенного Ашырова назначил руководить горными работами человека не только без соответствующего образования, но и не имеющего управленческого опыта, если не считать работы в должности начальника службы безопасности на угольном разрезе. Как рассказал руководитель пресс-службы ГП «Кыргызкомур» Азамат Бекбоев, «Кадыров был назначен по просьбе трудового коллектива и местной молодежной организации».  

Однако новый назначенец Адылбек Кадыров не сумел найти общего языка с трудовым коллективом, который якобы и попросил его поработать их директором. Через некоторое время он был снят с должности.

Видимо, и.о. гендиректора при назначении кадров не особо обращает внимание на то, имеет ли человек соответствующий опыт работы, профильное образование, есть ли рекомендательные письма и так далее.

Увольнением Ашырова дело не закончилось. Последовало и увольнение других сотрудников среднего звена.

Так, 13 июля увольняют начальника отдела по развитию, инвестициям и анализу качества угля Надырбека Бекжанова за то, что тот не обеспечил бесперебойную подачу вагонов для перевозки угля. Что интересно, в приказе написано «временно освободить». Если человек действительно допустил срыв работы, из-за чего предприятие понесло убытки, почему бы его совсем не уволить?

Далее, новое руководство также временно отстраняет от должности начальника отдела Джанусакова за то, что он при проведении тендера принял от победителя гарантийное письмо вместо банковской гарантии. Надо признать, что это серьезный повод для увольнения. Но справедливости ради заметим, что среди уволенных сотрудников есть и те, которые в прошлом имели проблемы с законом.

В 2012 году бывший начальник правового отдела госпредприятия Азиз Момункулов, на тот момент являвшийся заместителем начальника управления персонификации документов Департамента регистрации населения (ДРН) при Государственной регистрационной службе(ГРС), попался на получении взятки в размере $2 тысяч.

Ведомство уточняло, что задержанный вымогал $4 тысячи у сотрудника регионального подразделения ГРС за сокрытие факта нарушения при выдаче паспорта иностранному гражданину. По данному факту Генпрокуратурой было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьями «Вымогательство взятки» и «Злоупотребление должностным положением» УК КР, задержанного водворили в СИЗО ГКНБ КР. Однако через некоторое время Азиз Момункулов оказался на свободе и даже предпринял попытки вернуться в ГРС.

Тогда первый заместитель ГКНБ КР Бектен Садыгалиев на запрос ГРС ответил: «Уголовное дело в отношении Азиза Момункулова было прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, и в ходе судебного разбирательства вина его была полностью установлена. В этой связи и принимая во внимание вышеуказанное, полагаем нецелесообразным восстановление его на государственную службу».

Пойманный когда-то с поличным Момункулов даже подал в Первомайский райсуд на руководство ГРС, которое не исполняет свои функциональные обязанности и отказывается восстанавливать его в должности. А на госпредприятии решили: пусть пока перекантуется у нас. Перекантовался, как говорится…

Но вернемся к ГП «Кыргызкомур». Всего, как утверждают теперь уже бывшие сотрудники предприятия, уволено около 10 человек.

Можно только поражаться кадровой политике Фонда госимущества и их назначенцев. Видимо, ситуация точно соответствует выражению одного из политических деятелей Кыргызстана: «Если поставишь, любой будет работать».

Вот и «работают».