19:23
USD 69.25
EUR 78.85
RUB 1.04

Экономика.kg: жить будем хорошо, но не скоро (часть II)

Мы продолжаем рассказывать о том, что ждет экономику Кыргызстана в ближайшие три года. Для того чтобы сохранить маломальский рост и не допустить застоя, придется попотеть.

Инфляция, бюджет и фискалка

Сложные экономические перспективы говорят о том, что проблемы будет испытывать не только государственная казна. Кризис может ударить по кошельку каждого из нас. Для властей в такой ситуации самое важное - сохранить на приемлемом уровне цены, то есть не допустить слишком большого уровня инфляции.

Сделать это можно за счет грамотной и взвешенной денежно-кредитной политики. За нее в КР отвечает Национальный банк. При этом главной задачей регулятора станет сохранение инфляции на уровне менее десяти процентов. В среднесрочной перспективе основные инфляционные риски связаны с членством Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе. Он не только панацея для экономики, но и главная ее головная боль. С одной стороны, КР вряд ли смогла бы выжить вне ЕАЭС, ведь страны-участники - основные наши торговые партнеры и импортеры. Но, с другой стороны, сейчас союз не в лучшем положении, сказывается кризис, что эхом отзывается и у нас.

Нацбанк удерживает инфляцию на приемлемом уровне за счет механизма учетной процентной ставки. Кроме этого, в ближайшие три года в его задачи входят развитие конкурентной среды в финансовом секторе, снижение процентных ставок по выдаваемым коммерческими банками кредитам, увеличение доли безналичных платежей.

Для бизнеса важным фактором в принятии решений и мерой поддержки государства является фискальная политика. В этом отношении Кыргызстан будет ориентироваться на то, чтобы выровнять налоговую нагрузку для разных субъектов и отраслей экономики. Если говорить о бюджетной политике, то она будет направлена на реформирование системы управления госфинансами и сохранение устойчивости внешнего госдолга, а также увеличение объемов внутреннего заимствования. При этом средства бюджета развития по-прежнему будут уходить на реализацию крупных социально-экономических проектов. В том числе выделение средств на завершение долгостроев и объектов с высокой строительной готовностью.

Как помочь аграриям

Для того чтобы далеко идущие планы властей по строительству новых дорог или социальных объектов стали былью, нужны не только внешние займы, в коих мы ограничены из-за роста уровня внешнего долга. Важно, чтобы стабильный рост показывал так называемый реальный сектор экономики. В частности, сельское хозяйство и промышленность.

Правительство видит основной целью развития аграрного сектора создание условий для роста производства, повышения качества продукции и обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом в 2017-2019 годах приоритет отдается созданию эффективных систем управления сельским хозяйством и подготовке кадров, поддержке роста производства и экспорта агропромышленной продукции, обеспечению сельхозпроизводства сервисными услугами, повышению эффективности рационального использования водных и земельных ресурсов. В частности, речь идет об активном развитии теплиц, строительстве пунктов забоя скота и логистических центров, развитии капельного орошения. В результате темпы роста продукции агросектора увеличатся на 2,3 процента.

Прогнозируется увеличение посевной площади агрокультур (в гектарах): сахарной свеклы - с 11 до 13,7 тысячи, хлопка – с 18,3 до 21,2 тысячи, табака – с 1,4 до 1,6 тысячи, масличных культур – с 41 до 46,8 тысячи, овощей – с 50,5 до 53,2 тысячи. В животноводстве среднегодовой темп роста в 2017-2019 годах достигнет 2,6 процента. Это произойдет за счет увеличения поголовья скота и повышения продуктивности сельскохозяйственных животных.

Промышленный бум?

Промышленность Кыргызстана который год дышит на ладан. Каким чудом она до сих пор жива, непонятно. За годы независимости ни одного крупного завода или фабрики не запущено. Мощности, оставшиеся в наследство от советского прошлого, стали ненужным грузом: вроде и территорию занимают существенную, фактически являются градообразующими, а собственными силами запустить их на полную мощность республика не может. Слишком больших денег все это стоит.

При этом в реанимации промышленности Кыргызстан сейчас ой как нуждается. В условиях ЕАЭС выжить и заработать на реэкспорте вряд ли получится. Потому и возлагает кабмин надежды на то, что в ближайшие три года удастся развить приоритетные отрасли промышленности, а заодно и запустить простаивающие и ввести новые производственные мощности. Однако ждать в это время кардинальных изменений не стоит. Главный упор кабмин по-прежнему делает на горнорудку, развитие перерабатывающих производств и экспортного потенциала.

В итоге в 2017-2019 годах темпы роста промышленной продукции прогнозируются в среднем за год на уровне 4,1 процента, а без предприятий по разработке месторождения Кумтор - 6 процентов. Рост ожидается за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых (на 12,2 процента, обрабатывающего производства (на 3,6 процента), энергетики (на 4 процента).

В добыче полезных ископаемых ожидается рост аж на 12 процентов - за счет увеличения добычи угля и лигнита (на 2,6 процента), нефти и газа, металлических руд (на 22,9 процента), производства природных песков, гранул, крошки и порошка из камня; гальки, гравия, щебня (дробленый камень), известняка и гипса, мрамора и известнякового камня для отделки или строительства.

В обрабатывающем производстве темп роста прогнозируется в среднем на уровне 3,6 процента за счет стабильной работы предприятий по разработке месторождения Кумтор, увеличения объемов производства золота в ОАО «Кыргызалтын» и на месторождении Талды-Булак Левобережный, а также роста объемов производства строительных материалов.

Не забыть про экспорт

Чтобы бюджет страны получал хорошие барыши, мало заботиться о внутреннем потреблении и развитии. Важным дополнением должна стать возможность продавать наши товары за пределами страны - хотя бы соседям по ЕАЭС. Однако в объеме внешнеторгового оборота страны по-прежнему большую часть занимает импорт. В ближайшие годы КР предстоит наращивать конкурентоспособный экспортный потенциал.

Основными факторами, влияющими на развитие внешнеэкономической деятельности в 2017-2019 годы, будут преимущества членства республики в ВТО, полное функционирование в составе ЕАЭС, двустороннее сотрудничество на взаимовыгодной основе, возрастающее значение экспорта услуг, в том числе туристических.

Прогнозируется, что номинальный объем внешнеторгового оборота вырастет за три года на 5,7 процента. Отрицательное сальдо торгового баланса за этот период увеличится с $2,2 миллиарда до $2,3. При этом номинальный объем экспорта составит $2 миллиарда 16,7 миллиона, а импорта – $4,3 миллиарда. Основной статьей экспорта (39,7 процента) остается золото. Рост импорта будет традиционно связан с возрастающими поставками нефтепродуктов, инвестиционных и промежуточных товаров.

При этом даже такие, мягко говоря, невеселые прогнозы могут не сбыться. Например, уменьшение объема экспорта за счет сокращения реэкспортных поставок потребительских и других товаров, а также удорожания импортного сырья и комплектующих может повлечь рост дефицита торгового баланса. Еще один фактор риска - повышение цен на сырье и комплектующие материалы. В силу высокой степени зависимости от их импорта есть вероятность, что отечественные товаропроизводители могут понести ущерб и, возможно, потеряют конкурентоспособность, особенно предприятия швейной, текстильной, строительной отраслей.

Прогнозы правительства всегда более оптимистичны, чем того требует реальность. То же самое можно сказать и о нынешнем сценарии социально-экономического развития республики на 2017-2019 годы. К сожалению, декларируемые изменения в структуре экономики не доходят даже до отчетов и планов чиновников, не говоря уже о конкретных шагах. А без этого Кыргызстану не стоит рассчитывать на хорошие показатели роста и улучшение благосостояния.

Популярные новости
Бизнес