Экономика.kg: жить будем хорошо, но не скоро (часть I)

14:53, 30 июня 2016, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

Правительство Кыргызстана представило свой прогноз развития экономики на ближайшие три года. Именно на основании этого документа и будет рассчитан бюджет страны. Главное, что следует из документа, - достичь роста в 7 процентов, который необходим для выполнения Нацстратегии устойчивого развития, нам не удается даже в самых смелых чиновничьих мечтах.

 

Стакан наполовину полон или пуст?

 

Разработано сразу три возможных сценария развития экономики на ближайшие три года: вероятный (базовый), пессимистичный и оптимистичный. При этом бюджет будут верстать по показателям базового сценария. Однако с учетом имеющихся рисков Минфину предстоит также рассчитать параметры бюджета, исходя из пессимистичного сценария. Это необходимо, чтобы оценить состояние госфинансов в случае возможных шоков.

Итак, оптимистичный сценарий предполагает, что темп роста экономики страны в 2016 году сложится на уровне 4,8 процента, в 2017-м - 4,2 процента, 2018-м - 5 процентов и 2019 году - 5,7 процента. Базовый сценарий более близок к реалиям сегодняшнего дня и предполагает рост ВВП в этом году на уровне 3 процентов, а в ближайшие три года (2017-2019) - 3,5, 4,3 и 5,5 процента соответственно. Пессимистичный сценарий гласит, что в 2016 году мы можем рассчитывать только на 1,1 процента роста отечественной экономики. К слову сказать, пока сбывается именно он. Ведь по итогам пяти месяцев уровень ВВП с учетом «Кумтора» демонстрирует падение на 4 процента, а без «Кумтора» - рост всего в 0,5 процента. На 2017-2019 годы негативный прогноз показывает небольшой рост экономики. В 2017 году он может составить 2,4 процента, в 2018-м - 3,1 процента, а в 2019-м - 4,2 процента.

В основу всех трех сценариев заложены возможные внешние и внутренние факторы риска. Экономика КР является самой открытой в регионе. В целом она характеризуется высокой зависимостью от производства золота, денежных переводов работников-мигрантов, транзитной торговли и внешней помощи. Эта зависимость рождает уязвимость перед лицом внешних и внутренних потрясений, к которым Кыргызстан все еще неустойчив.

Среди факторов риска отмечаются неустойчивость развития мировой экономики, сохранение введенных санкций в отношении РФ, пересмотр основных макроэкономических показателей в сторону снижения в странах-членах ЕАЭС и основных торговых партнерах Кыргызстана. Также может сказаться и влияние природно-климатических условий на развитие сельского хозяйства и энергетики страны, волатильность курса доллара к сому, изменчивость на товарных рынках, умеренный рост инфляции.

Для Кыргызстана крайне важно знать, как поведет себя экономика в условиях евразийской интеграции. В самых смелых мечтах страна и бизнес смогут достаточно быстро и эффективно интегрироваться в ЕАЭС, занять там свои ниши и соответственно получить все возможные бонусы от участия в союзе. Но на практике прошел почти год после вступления страны в ЕАЭС, а послабления получили только мигранты. А вот факторы риска все чаще дают о себе знать. И кабинет министров не может этого отрицать. Так, в прогнозе социально-экономического развития республики на 2017-2019 годы заложена, например, медленная адаптация кыргызской экономики к изменениям условий внешней торговли в связи с вступлением в ЕАЭС.

Возможно также сужение потребительского спроса за счет снижения темпов экономического роста в странах - основных торговых партнерах. Есть еще и сохранение или медленное преодоление барьеров в приграничной и внешней торговле, рост конкуренции на внутреннем рынке со стороны иностранных производителей. Не стоит забывать и о росте издержек для экспортеров, а в ряде случаев - невозможности осуществления экспорта из-за того, что принятая в ЕАЭС система технического регулирования предъявляет более жесткие требования к производителям и продукции. В частности, затяжной процесс проведения модернизации испытательных лабораторий, приведение в соответствие с требованиями законодательства союза в области санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска и осуществление других мер по улучшению системы технического регулирования.

И таких негативных факторов еще много. При этом в правительстве отмечают, что необязательно каждый из них действительно «сыграет». Но просчитать все возможные варианты надо. С одной стороны, предупрежден значит вооружен, а с другой - подобный анализ позволяет найти слабые стороны и решить проблему еще до того, как она возникнет.

«Различие сценариев развития экономики связано с отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития и перспективами структурного маневра. Базовый сценарий предполагает наиболее вероятное развитие в рамках экономических траекторий, сложившихся в 2015 году. Пессимистичный сценарий включает реализацию набора негативных шоков, влияющих на отдельные секторы экономики, а также выявление проблемных сфер в среднесрочной траектории. Выявленные проблемные сферы и дисбалансы позволяют обозначить направления, требующие внимания с точки зрения превентивного выявления и последующих антикризисных действий», - комментируют в Министерстве экономики.

Теория вероятности

Давайте рассмотрим подробнее, что же представляет собой каждый из возможных сценариев развития экономики. Для начала изучим тот вариант, который правительство считает наиболее вероятным - базовый.

Он предполагает, что в сельском хозяйстве сохранится влияние природно-климатического фактора. Также в ближайшие три года будет активно развиваться тепличное хозяйство и наступит эффект от ранее выданных льготных кредитов и продолжения практики финансирования, предоставления в лизинг сельхозтехники.

В промышленности все будет по-прежнему зависеть от золота. Кабмин предполагает, что в ближайшие годы будет обеспечена стабильная работа предприятий по разработке месторождения Кумтор. При этом производство золота на 2017-2019 годы сначала снизится на 6,4 процента от уровня 2015 года и выйдет на положительную динамику с ростом на 7,7 процента в 2019 году. Правительство рассчитывает и на увеличение объемов производства драгметалла на ОАО «Кыргызалтын» в среднем на 7,4 процента, наращивание объемов производства на месторождении Талды-Булак Левобережный. Также надежды возлагают на увеличение объемов работы на месторождениях Бозымчак, Жамгыр, Иштамберди, Кара-Казык, нефтеперерабатывающих заводах «Джунда» и Токмакском НПЗ.

Кроме того, ожидается увеличение притока воды и восстановление объемов производства электроэнергии (рост на 3,1 процента). Не сможет экономика обойтись и без переводов трудовых мигрантов и реализации крупных инвестиционных проектов. В итоге базовый сценарий предполагает рост ВПП на уровне 4,4 процента в среднем за год. При этом самый большой рост ожидается в традиционных сферах: строительстве, торговле и сфере услуг. Это означает, что в ближайшие три года переформатирования экономики не произойдет. Промышленность лишь к концу периода (в 2019 году) выйдет на положительные темпы роста. В региональном разрезе тоже ничего не меняется. Основная доля производства ВВП в 2017-2019 годах будет обеспечиваться за счет функционирования экономик города Бишкека, Чуйской, Иссык-Кульской, Джалал-Абадской областей. Примерно 76,6 процента ВВП будет традиционно формироваться именно здесь.

Реальные вклады секторов производства ВВП на 2017-2019 годы

Все плохо, господа

Пессимистичный сценарий правительства не сильно отличается от базового. В сельском хозяйстве сохраняется влияние природно-климатического фактора. При этом не наблюдается эффекта от использования направляемых льготных кредитных ресурсов, складывается неблагоприятная эпизоотическая ситуация, наблюдается дефицит минеральных удобрений. Кроме того, сектор характеризует недостаточная обеспеченность семенами сельскохозяйственных культур и непредсказуемость цен на топливо и ГСМ.

В промышленности в расчет принят нижний предел запланированных объемов ЗАО «Кумтор Голд Компани». Он предполагает, что производство золота сначала снизится в среднем на 7,2 процента от уровня 2015 года, но в 2019 году выйдет на положительную динамику с приростом в 7,7 процента. Также в прогноз включены планы по увеличению объемов производства золота в ОАО «Кыргызалтын», переработка в среднем до 200 тысяч тонн нефтепродуктов на НПЗ «Джунда» в 2017-2019 годах и до 50 тысяч тонн - на Токмакском НПЗ.

В строительстве кабмин ожидает восстановление объемов жилищного строительства за счет средств населения из-за увеличения объемов денежных переводов. Также запланированы реализация крупных инвестиционных проектов и восстановление финансирования части их (Верхненарынский каскад ГЭС, Камбаратинские ГЭС 1,2). Выглядит, конечно, больше как оптимистичный сценарий, но все же риски заложены вполне реальные.

В итоге с учетом всех негативных факторов по пессимистичному сценарию рост экономики в среднем за три года составит лишь 3,2 процента, что на 1,2 процента ниже базового. При этом самый большой вклад внесут сферы услуг и торговли и строительство. В региональном разрезе в пессимистичном сценарии основная доля производства ВВП (76,5 процента) в 2017-2019 годах приходится на экономики города Бишкека, Чуйской, Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей.

Реальные вклады секторов производства ВВП на 2017-2019 годы

Факты или вымысел?

Прогноз социально-экономического развития - основа основ. Именно он является отправной точкой для бюджета страны на будущий год. Документ в скором времени презентует Министерство финансов. От того, насколько грамотно и точно представлен прогноз, напрямую зависит пополнение казны и выполнение социальных обязательств государства.

Конечно, и сам прогноз, и бюджет будут пересмотрены уже осенью с учетом положения экономики в текущем году. Да и не обязан он исполняться с точностью до запятой. Но его близость к реальности позволяет и бизнесу, и ключевым министерствам планировать свои действия и готовиться к будущим шокам.

Стоит отметить, что нынешний прогноз в разы отличается от своих предшественников. В документе впервые представлен не только базовый вариант развития событий, но и негативный. Причем цифры в двух сценариях отличаются не столь значительно. Это говорит о том, что чиновники, наконец, сделали выводы из ошибок прошлых лет и перестали выдавать желаемое за действительное.

Еще один важный фактор - правительство вместе с прогнозом представило детальный план оздоровления ключевых секторов экономики - промышленности и сельского хозяйства. Подробнее об этом читайте во второй части материала.