10:00, 27 июня 2016, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ
На одном из интернет-ресурсов приведена интересная статистика - указаны страны с самым низким порогом минимальной заработной платы. Среди них и Кыргызстан, где этот показатель не превышает $13. Можно ли выжить на такую зарплату и что стоит за этим показателем, журналист ИА «24.kg» узнал в беседе с заведующей отделом социально-экономической защиты трудящихся Федерации профсоюзов КР Светланой Семеновой.
- Что такое минимальная заработная плата и для чего ее устанавливают?
- Согласно Трудовому кодексу минимальный размер оплаты труда устанавливается законом за неквалифицированный труд. Это гарантия государства, что ниже установленного минимума платить работнику нельзя. Она закреплена также в статье 42 Конституции, где прописано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного законом прожиточного минимума. Статья 154 Трудового кодекса гласит: «Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума». На сегодня прожиточный минимум составляет 5 тысяч 377 сомов, а минимальная зарплата - 1 тысячу 60 сомов.
Как видите, разрыв большой - более чем в пять раз. Кроме того, установление минимального порога оплаты труда согласно рекомендации Международной организации труда (МОТ) - один из элементов политики государства, направленной на борьбу с бедностью.
- В стране на самом деле есть такая зарплата - 1 тысяча 60 сомов?
- Да, у меня есть данные единовременных обследований. В стране такую зарплату получают 0,1 процента работающего населения. Это много. От 1 до 3 минимальных зарплат получают 5,6 процента. Ну а 48,1 процента трудящегося населения получают зарплату от 3 до 10 минимальных зарплат, или, проще говоря, не более 11 тысяч сомов.
- Что за категория граждан получает такие деньги за свой труд?
- Это работники культуры, лесного и дорожного хозяйств. Если, скажем, у учителей зарплату повышают, то у этих категорий повышение идет очень тяжело. К примеру, библиотекари получают от 3 до 4,5 тысячи сомов, а оклад технического персонала не превышает 3 тысяч сомов. Чуть больше у лесников. У них средняя зарплата составляет 6 тысяч 380 сомов. Это без учета удержаний.
- По каким критериям формируется минимальная заработная плата?
- Вся беда в том, что у нас отсутствуют критерии. И нет процедуры установления. Минфин делает расчеты по размеру минимума, вносит в проект республиканского бюджета, а Жогорку Кенеш КР утверждает в виде закона размер минимальной заработной платы. Хотя Конвенция 131 МОТ обязывает страну соблюдать процедуру, предусматривающую исчерпывающие консультации с представителями трудящихся и работодателей.
- По вашим данным, размер минимальной зарплаты увеличивается, но очень медленно и незначительно…
- Напомню, в Кыргызстане на 1 января 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – 1 тысяча 60 сомов, или $13. В соседнем Таджикистане этот показатель составляет $36, в других странах - в разы больше. К примеру, в Беларуси - $124, в Армении – $114, в Казахстане - $67.
Когда мы в 1993 году перешли на свою валюту, размер минимальной оплаты труда устанавливался указом президента. Самое интересное, что она регулярно индексировалась с учетом инфляции. И сейчас никто не отменял индексацию. Положение есть в Трудовом кодексе. Но уже давно перестали индексировать «минималку» с учетом инфляции. Вся зарплата - и моя, и ваша тоже - должна индексироваться с учетом роста цен на потребительские товары и услуги. Ведь без нее она теряет свою покупательную способность.
- Может, у правительства есть планы по существенному повышению нижнего порога оплаты труда?
- Наоборот. Если в 2016 году размер минимальной зарплаты составляет 19,7 процента от прожиточного минимума, то по прогнозу на 2017-й этот показатель составит 16,3 процента, а в 2018-м - 16,2.
- Но и уровень прожиточного минимума тоже будет подниматься?
- Да. Прожиточный минимум - это стоимость жизни. Наша жизнь дорожает из-за роста цен и услуг.
- Как столь мизерный размер оплаты труда влияет на человека?
- По словам международных экспертов, проживание три года на уровне прожиточного минимума ведет к деградации личности. А у нас есть трудящиеся, зарплата которых не дотягивает даже до прожиточного минимума.
- На одном из круглых столов произошел спор: МЗП - категория социальная или экономическая?
- Минимальная заработная плата является частью социальной политики, ее размер - один из разнообразных инструментов политики, обеспечивающий минимальный доход и достойный уровень жизни.
В большинстве стран законодательство требует, чтобы в процессе установления минимума оплаты труда применялся сбалансированный подход, учитывались как социальные критерии - прожиточный минимум, средняя зарплата, так и экономические факторы - занятость, производительность труда, платежеспособность предприятия.
- Есть ли страны, где вообще нет такого понятия - «минимальный размер заработной платы»?
- Девяносто процентов стран - членов Международной организации труда (а их 187) устанавливают нижний порог.
- Мы с вами говорили о том, что в процентном отношении МЗП далека от размера прожиточного минимума. Но и этот стандарт невысок…
- Прожиточный минимум по Закону о гарантированных государственных минимальных социальных стандартах КР не попадает в перечень социальных стандартов. В законе он идет отдельной главой, где согласно статьям 19 и 20 перечень товаров и услуг, методика исчисления величины (а значит, и нормы потребления) утверждаются правительством.
Для пересмотра норм и структуры – например, продовольственной корзины - раньше создавались рабочие группы. Туда входили профсоюзы, Минтруда, Минздрав, Нацстатком, специалисты других министерств и ведомств.
Затем нормы продуктовой корзины утверждал парламент. Но в 2009 году Закон о минимальном потребительском бюджете потерял силу, и все функции передали правительству, хотя согласно Трудовому кодексу прожиточный минимум должен устанавливаться законом.
- Соответствует ли сегодняшний размер прожиточного минимума реальным ценам?
- Раньше, когда у меня в отделе были хорошие специалисты, мы делали обширные анализы и только потом формировали позицию профсоюзов. Мы своими силами регулярно отслеживали рост цен и тарифов, заработной платы, делали профсоюзный анализ. Это позволяло конструктивно участвовать в диалоге с социальными партнерами и отстаивать позицию профсоюзов в защиту трудящегося человека. Теперь это стало сложнее.