11:20, 21 июня 2016, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Государство - плохой собственник и управленец. Эту истину в Кыргызстане усвоили давно. За годы независимости почти все государственные компании превратились в банкротов. А ведь когда-то заводы и фабрики приносили неплохой доход в казну государства. Почему же некогда бесценный экономический клад превратился в ненужное барахло?
Заезженная пластинка
О том, что в королевстве Фонда по управлению государственным имуществом не все гладко, не говорил разве что ленивый. Но проблема так и остается актуальной. Совсем недавно за «любимый конек» взялись депутаты. Несложно догадаться, к какому вердикту пришли. Справедливости ради стоит заметить, что правда есть в словах обеих сторон. Но обо всем по порядку.
Народные избранники в последние месяцы взялись упорно изучать все, что связано с государственным имуществом. Сначала фракция «Кыргызстан» практически в полном составе ездила по забытым некогда промышленным гигантам, а на прошлой неделе положением национализированных объектов заинтересовались в «Республике – Ата Журт». Правда, отвечать на критику депутатов пришлось вовсе не главе ФУГИ, а его заместителю Азаматбеку Абдыбекову. Естественно, тут же народные избранники указали ему за это.
Напомним, что Алмазбек Кадыркулов подал в отставку по собственному желанию. При этом он отрицает, что принял такое решение, обидевшись на депутатов.
Ничего сверхнового замглавы ФУГИ, конечно, сказать не смог. Ситуация в ведомстве не меняется из года в год. В программу по эффективному управлению и распоряжению национализированным имуществом входят 47 объектов. Из них 25 включены в перечень госсобственности и 22 – в программу приватизации. Из гособъектов в оперативное управление переданы 15, два все еще находятся в собственности государства, два – в ведении полпредства в Иссык-Кульской области и шесть – в управлении ФУГИ. При этом большинство национализированных объектов на сегодня так и остается в ведении государства, доходов они не приносят, а вот средства на их содержание тратятся немалые. Депутаты возможность еще раз указать ФУГИ на ошибки не упустили.
«Если Алмазбек Кадыркулов подал в отставку, то он признает тем самым, что не справился со своими обязанностями. Я считаю, что вместе с главой ФУГИ в отставку должны уйти и его заместители. Вы же не можете ответить ни на один вопрос. Ваши ответы непрофессиональны. Освободите места. Пусть придут те, у кого есть политическая воля и знание рынка. Нужно сделать, наконец, инвентаризацию имущества и продать то, что не приносит прибыли», - негодовал Омурбек Бабанов.
Ненужный балласт
Депутатов часто обвиняют, что они требуют от чиновников слишком многого. Но в случае с госимуществом ситуация все же иная. Парламентарии, многие из которых бывшие бизнесмены, просто не понимают, как можно держать на балансе отрицательные активы.
На сегодня из национализированных объектов приватизированы шесть на 180 миллионов 227,7 тысячи сомов. Еще два проданы по процедуре банкротства (ОАО «Бишкекский ликероводочный завод» и ОАО «Залкар Банк) на 263 миллиона сомов. При этом вырученные деньги ушли на погашение кредиторской задолженности. По девяти объектам процесс приватизации на сегодня приостановлен из-за принятых решений президента, Жогорку Кенеша и правительства КР, а также из-за наличия судебных и следственных разбирательств. Еще по четырем объектам идет процедура продажи.
«На сегодня на торги выставлены строения на земельном участке на территории Таш-Добонского айыл окмоту Аламудунского района Чуйской области (ОсОО «СК Идеал Хаус»), незавершенный строительством трехэтажный гостевой дом с мансардой, 100 процентов акций ЗАО «Альфа Телеком». Все аукционы признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Также проводится работа по оценке 98,46 процента акций ОАО «Транснациональная корпорация «Дастан», - озвучил невеселые итоги Азаматбек Абдыбеков.
К слову о прибыли. Среди национализированных объектов нет ни одного, который бы приносил государству ощутимую пользу. Разве что ЗАО «Альфа телеком». Да и тот правительство решило продать, поскольку средств на развитие компании нет. Правда, конкурс признан несостоявшимся. Купить актив желающих не нашлось. Не стоит забывать и о том, что результаты многих аукционов сегодня вызывают сомнения. Государство заработало намного меньше, чем могло.
Например, Бишкекский ликероводочный завод реализован, будучи уже банкротом, за 66 миллионов сомов. При этом собственник получил в пользование огромную территорию в самом центре Бишкека. Еще один скандальный аукцион – по продаже «Петрол Групп». Частное лицо купило обанкротившуюся сеть заправок за 137 миллионов сомов, а затем его купила крупная российская компания «Роснефть» значительно дороже – за $40 миллионов. Сейчас по делу ведется следствие. Участников сделки подозревают в сговоре.
Невыгодный туризм
Зашла речь и о приватизированных пансионатах. Казалось бы, что еще должно приносить казне прибыль, как не они. Но нет. Пользы от этого имущества государство извлечь не может. Или не хочет? Например, никак не вписывается в общую картину заработков здравниц пансионат «Достук». Из бюджета на содержание штата тратятся миллионы сомов, но сам пансионат является убыточным. Странно, не правда ли? Нардепы вполне справедливо негодовали, что ни один рачительный хозяин не стал бы содержать на своем балансе подобное заведение.
Еще один свежий пример. Недавно ФУГИ предложил отдать в собственность Национального олимпийского комитета почти весь пансионат «Солнышко» площадью 11 гектаров с 41 объектом. Международный олимпийский комитет предлагал построить на нем большой спортивный комплекс. В объект планировалось вложить порядка $30 миллионов. Однако парламентарии процесс приостановили, так и не приняв окончательного решения.
Депутаты вовсе выступили за то, чтобы все национализированное имущество было продано. Дескать, смысла передавать эти объекты министерствам и ведомствам нет. Содержать их на должном уровне у государственных структур денег нет. А раз финансы отсутствуют, то не стоит и затевать историю с собственным пансионатом для каждой структуры. Идея, конечно, хорошая, но не факт, что после продажи на тот же ФУГИ не обрушится критика.
Наследие прошлого
Еще один камень преткновения во взаимоотношениях ФУГИ и депутатов – простаивающие с советских времен промышленные предприятия. Самые яркие примеры – «Бишкекский машиностроительный завод» и ТНК «Дастан». Загрузить их на полную мощность государство не может. Оба предприятия производят слишком специфическую продукцию, чтобы найти им достойных заказчиков и рынки сбыта.
«На сегодня завод «Дастан» является убыточным. Его рынки сбыта - Россия и Индия. Но со стороны покупателей заказы пока не размещались. Сейчас ведутся переговоры, чтобы возобновить производство», - признал Азаматбек Абдыбеков.
К слову, в похожей ситуации сегодня и «Каиндинский кабельный завод». Во времена СССР он обеспечивал продукцией все союзные страны, а вот выжить в условиях независимого капитализма ему не удается. Нельзя сказать, что товар плохой. Отнюдь. Он соответствует качеству и стандартам. Но более дешевые аналоги не дают ему выйти на рынки.
Примеров можно привести массу. Большинство заводов и фабрик из советского прошлого уже давно превратились для государства в тяжкое бремя. Это своего рода чемодан без ручек – и нести тяжело, и выбросить жалко. Запустить их который год пытаются с помощью иностранных инвестиций. Недавно Министерство экономики представило список из 44 компаний, которые государство готово отдать для развития инвесторам. Пока очереди из желающих вложить деньги в простаивающие компании нет.
Коррупция – она везде
Фонд по управлению государственным имуществом уже давно стал разменной монетой парламента. Проблем в ведомстве много, а вот успехами хвастаться не приходится. Даже те крохи, которые есть, легко оспорить. Было бы желание. Недавно деятельность фонда изучила рабочая группа Совета обороны. Результат – рекомендовано разработать комплексную программу по управлению государственным имуществом. Словосочетание, набившее оскомину за последние несколько лет. Пытаются собраться воедино все активы страны уже давно. Но так до сих пор и неясно, что действительно есть в собственности у страны и насколько оно полезно. А если добавить сюда коррупционные риски, то картина и вовсе печальная.
«Ранее члены экспертной группы выявили восемь коррупционных зон и 24 коррупционных риска в системе фонда. Риски возникновения коррупции связаны с приватизацией госсобственности, передачей госимущества в муниципальную собственность, финансовой деятельностью государственных акционерных обществ, осуществлением права пользования госсобственностью, национализацией. ФУГИ рекомендовали разработать комплексную стратегию управления госимуществом, усовершенствовать процедуры приватизации, внедрить автоматизированную информационную систему по учету госимущества, разработать эффективную систему внутреннего финансового контроля госакционерных обществ», - отмечают в Совете обороны.
Сейчас ведомство фактически осталось без руководства. Алмазбек Кадыркулов находится на больничном, его заявление об отставке до сих пор не подписано. Последние тендеры по продаже госсобственности не состоялись.
Если руководство ФУГИ все же сменится, то новому начальству снова придется долго и мучительно вникать во все особенности отечественного управления производством, а уже потом думать, что с этим делать. А время, нужное для того, чтобы реанимировать простаивающие предприятия на благо экономике, стремительно уходит. Так же, как и время разрушает некогда огромные производственные мощности. Просвета в этом замкнутом круге пока так и не видно.