15:38, 10 июня 2016, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ
Летом 2014 года один отечественный бизнесмен презентовал первый собранный в Кыргызстане трактор. Первопроходец тогда сказал, что планирует выпускать по сто полевых «железных коней» в месяц, а число рабочих на предприятии доведет до двухсот. С тех пор прошло два года, но идеи главы тракторного завода реализуются крайне медленно. О проблемах отечественного производителя корреспондент ИА «24.kg» беседует с директором первого в КР предприятия по выпуску тракторов Уларом Оморовым.
- Почему именно тракторы?
- Современный трактор – технологический продукт особой потребности. Для его выпуска не требуется больших производственных мощностей, как, скажем, в автомобилестроении. К тому же, выпуская сельхозтехнику бюджетной формации, мы планируем постепенный переход на выпуск других транспортных средств. Трактор состоит из частей, которые можно производить в нашей стране в современных условиях, и местные заводы должны начать выпускать детали, которые ранее они не делали или же производили в ограниченном количестве. То есть, создавая базу для производства тракторов, мы создаем базу для производства автомобилей вообще.
Ну и как бы пафосно это ни звучало, именно тракторы сейчас нужны нашей стране. Кто-то выпускает минеральные удобрения, кто-то навесное оборудование или агромашины различного класса, мы же занимаемся обеспечением наших фермеров доступной и качественной агротехникой.
- Не хитрый ли это маркетинговый ход, когда иностранный производитель хочет войти на наш рынок под кыргызским названием?
- Прежде чем начать выпуск, мы изучали пути развития других современных тракторных компаний. Практически все они начинали так же. Сначала брались за сборку сельхозтехники из других стран и постепенно начинали выпускать запчасти у себя и заниматься импортозамещением тех или иных деталей. К примеру, турецкие рабочие собирали тракторы американской марки, затем, увеличивая выпуск запасных частей у себя, стали выпускать свою технику.
- Вы наверняка изучили все законы, нормативные акты по поддержке отечественных производителей. Эти документы вам помогают?
- Конечно. У нас вообще хорошие условия для развития производства и ведения бизнеса. По сравнению с соседними странами облегчен порядок отчетности и регистрации. Но важно постоянно совершенствовать законодательство по поддержке предпринимательской деятельности. Правила игры на рынке должны быть равны для всех предприятий, независимо от формы собственности - государственной или частной. Конкуренция – ключ к повышению качества работы и эффективности предприятия. Не должно быть никакого протекционизма со стороны государства в ущерб эффективности. При этом, конечно же, надо уметь балансировать и поддерживать здоровую конкуренцию как среди производителей, так и у импортеров. Надо защищать и своих производственников, так как именно они обеспечивают занятость населения.
- Изучали ли вы опыт других стран по поддержке отечественных производителей?
- Для поддержки отечественных производителей требуется участие всех сторон. Государство должно быть заинтересовано в увеличении поступлений в бюджет, потребители – в возможности влиять на производителя напрямую. Производителям тоже выгодно иметь потребителей рядом, ведь это может стать фактором снижения цены. И - как итог - высокая конкурентоспособность.
Но самое важное, что мы поднимаем свою экономику, обеспечиваем рабочими местами жителей нашей страны и обеспечиваем экономическую безопасность государства.
- В развитии производства вы чаще сталкиваетесь с несовершенством законов или с непониманием и противодействием чиновников?
- Проблема в общем отношении к функции власти. К сожалению, остались и те, кто считает, что власть наделена исключительно карательными функциями и полномочиями. Но тенденция к снижению подобных явлений налицо. Радует, что находятся на госслужбе такие люди, кто понимает свою задачу как налаживание правильного функционирования механизма госаппарата, а не только воспринимает его как карающий орган.
- Вы сказали, что некоторые запчасти вам поставляют местные предприятия. Сколько процентов комплектующих они могут изготавливать? Каков их потенциал?
- По нашим предварительным подсчетам, отечественные предприятия способны обеспечить до 90 процентов всех деталей для наших тракторов, но им нужны для этого заказы, лицензии, сертификаты, контроль качества, лаборатории и, самое главное, специалисты. Нехватка специалистов - одна из острых проблем. И дело не в их отсутствии, а в том, что современные технологии существенно отличаются от написанного в учебниках, которые отстают. Современные технологии уже прочно вошли в быт производственников, но не в обучение. Зачастую производственники сами, за свой счет вынуждены доучивать работников. Но уже есть первые практические шаги в решении этих вопросов. Мы заключаем с колледжами, с университетами договоры о практике и обучении на производстве. Пока это не массово, мы только на старте.
- Кто ваш покупатель сегодня?
- Фермер, который привык работать с утра до ночи, зачастую голыми руками, и который условием своего развития видит механизацию.
- Усилилась ли конкуренция со стороны российских и белорусских производителей тракторов после вступления в ЕАЭС?
- Конечно, члены объединения заинтересованы в продвижении собственных товаров в нашей стране и делают все возможное для развития бизнеса, но мы их рассматриваем не как конкурентов, а как партнеров, потому что перед нами стоит общая задача: механизация сельского хозяйства в нашей стране. Механизация фермеров – увеличение сельхозпроизводства – увеличение товарооборота – увеличение выручки и прибыли. Постепенное развитие фермеров даст еще больше пользователей наших тракторов.
- Есть ли потенциал производства в республике? Не останетесь ли вы небольшим цехом по их сборке? Ведь конкуренция большая…
- Потенциал есть. Наша компания уже запустила свой план «Каждому фермеру по трактору». Он ориентирован на снижение цены на трактор без снижения качества техники, на увеличение доли мини-тракторов, так как многие наши фермеры обрабатывают участки площадью не более гектара. При содействии банков и других коммерческих организаций мы планомерно движемся к реализации этого плана.
В Кыргызстане требуется чуть более 20 тысяч тракторов. Это потенциальный рынок сбыта сельхозтехники. Помимо этого требуются также и навесное оборудование, уборочные машины, агромашины различного класса и направлений, оборудование и машины для коммунальных и специализированных служб.
- Чего ждете от государства? Пресловутого «чтобы не мешали»? Или все-таки нужна поддержка?
- Поддержка государства нужна в первую очередь информационная, потому что многие производственники даже не знают о существовании друг друга. Одни, увы, берут в наследие менеджмент прошлого и довольно закрыты, а другие и вовсе часть объемов сохраняют в тени. Этому во многом способствует непрозрачность взаимоотношений между производителями и государством.
Немаловажную роль играет и поддержка государства в развитии экспорта и увеличении его потенциала. Например, помощь государственных представительств за рубежом в налаживании контактов с бизнес-сообществами других стран и регионов.
Нужны длинные деньги, доступные кредиты для покупателей. Мы не просим их для себя, мы просим дать доступные и долгосрочные кредиты нашим покупателям. Этим государство напрямую простимулирует покупательную способность клиентов, опосредованно - развитие производственников, да и само заработает на этом.