Мораторий на трансформацию земель: Минтранс просит изменений в виде исключения

11:39, 03 октября 2024, Бишкек - 24.kg , Бактыгуль ОСМОНАЛИЕВА

Министерство транспорта и коммуникаций иницирует изменения в Закон «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий».

Как поясняют в ведомстве, целью является обеспечение возможности использования орошаемых земель пашни для добычи полезных ископаемых, необходимых в реализации важных инфраструктурных проектов в Кыргызстане.

При этом сохраняется обязательное требование утвержденного проекта рекультивации земель, что позволит минимизировать негативные последствия для окружающей среды и восстановить плодородные земли после завершения работ, заверяют чиновники.

«Задачей законопроекта является создание правовой базы трансформации орошаемых земель пашни с целью добычи дорожно-строительных материалов, необходимых при строительстве, реабилитации и реконструкции железных и автомобильных дорог, мостов, туннелей, эстакад общего пользования.

В Кыргызской Республике существует мораторий на трансформацию орошаемых земель пашни, целью которого является защита сельскохозяйственных угодий и предотвращение их утраты. Однако в условиях активного развития транспортной инфраструктуры возникает необходимость в обеспечении строительных материалов, таких как песок, щебень и гравий, которые можно добывать на определенных участках земли, включая орошаемые территории», — говорится в справке-обосновании.

В качестве примера Минтранс приводит проект «Реконструкция Иссык-Кульской кольцевой автодороги».

По его данным, участок Корумду — Балбай Баатыр проходит через Иссык-Кульский и Тюпский районы. Протяженность участка по Тюпскому району составляет 29,5 километра и требует значительных объемов материала для строительства земляного полотна (насыпи и подстилающего слоя). Общий необходимый объем материалов для выполнения всех запланированных работ составляет 955 тысяч 529 кубометров.

Здесь рассматривались семь земельных участков для разработки материалов. Но по результатам лабораторных испытаний четыре карьера оказались непригодными для использования.

В Минтрансе поясняют, что нехватка материалов для реконструкции дорог влечет за собой:

  • задержки в строительстве, что может привести к нарушению контрактных сроков и штрафным санкциям;
  • увеличение затрат на проект, поскольку альтернативные источники материалов будут удалены от участка, и это приведет к удорожанию их транспортировки;
  • снижение качества проекта, если придется искать менее/не подходящие материалы для насыпи;
  • социальные и экономические риски, поскольку задержки могут негативно сказаться на транспортной инфраструктуре и обслуживании населения.

В ближайшие десять лет ведомство планирует реализовать ряд проектов по реконструкции автодорог республики, включая строительство железных дорог. Специалисты предвидят сложности в реализации этих проектов, связанных с добычей песчано-гравийной смеси, остро необходимой для строительства.

«В связи с вышеизложенным предлагаемые изменения вносят важное исключение в действующий закон о моратории, позволяя трансформацию орошаемых земель пашни в земли, предназначенные для добычи полезных ископаемых. Это исключение будет действовать только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель, что гарантирует восстановление их после завершения добычи. Законопроект направлен на поддержку проектов по строительству, реабилитации и реконструкции железных и автомобильных дорог, мостов, туннелей и эстакад общего пользования, которые являются стратегически важными для страны», — заверяют в Минтрансе.