10:00, 30 августа 2024, Бишкек - 24.kg , Илья ПЕТЧЕНКО
В середине августа в Кыргызстане принят закон об утильсборе. Редакция 24.kg выяснила, когда будут введены ставки и как намерены рассчитывать этот сбор, обратившись за информацией к Минприроды и экспертам.
Утильсбор станет обязательным платежом для производителей и импортеров как внутри страны, так и за ее пределами. Ставки установлены на такие группы товаров, как смазочные масла, аккумуляторы (включая свинцовые и для электромобилей), автошины, электроника, бытовая техника, фильтры, а также товары и упаковка из комбинированных материалов, картона, резины, пластика и полимеров.
Она отметила, что в новой редакции закона внедрен механизм расширенной ответственности производителей (РОП). Он вводит утильсбор для импортеров и производителей определенных товаров, их перечень определяет кабмин. Так, сбор обязывает производителей и импортеров оплачивать переработку отходов, которые остаются после использования их продукции.
Это обязательство будет способствовать эффективному управлению отходами, превращая их в полезные ресурсы и снижая количество отходов, попадающих на свалки.
По ее словам, основные цели министерства — управление отходами в Кыргызстане, где стихийные свалки являются серьезной проблемой. Введение системы РОП поможет создать инфраструктуру для сбора, переработки и утилизации отходов, что будет полезно как для экологии, так и для экономики страны. По ее словам, такой подход активно используется в развитых странах Европы и СНГ и показывает положительные результаты.
Ожидается, что окончательное определение ставок будет завершено до конца текущего года.
Асель Мурзабаева добавила, что ставка утильсбора рассчитывается на основе средних затрат на переработку единичного изделия и зависит от массы товара или упаковки, а также от нормативов переработки.
«Учитываться будут все параметры системы переработки отходов, включая сбор, хранение, транспортировку, строительство инфраструктуры, расход электроэнергии и наем работников. Более легкие отходы будут иметь более низкую ставку утильсбора, в то время как более сложные отходы потребуют более высоких ставок», — отмечает Асель Мурзабаева.
Методы расчета ставок и инструкции будут опубликованы после завершения разработки соответствующих нормативных актов и будут вынесены на общественное обсуждение.
Этот подход включает различные механизмы реализации, например, требование от производителей обеспечить переработку отходов их товаров или делегировать эту обязанность другим лицам. В ряде стран, в том числе в Кыргызстане, могут использоваться различные подходы, такие как уплата утилизационного сбора частным компаниям или государству.
Расширение ответственности производителей и введение утилизационного сбора представляет собой один из механизмов, при котором государство берет на себя обязательства по утилизации отходов. Однако в реализации этой нормы могут возникнуть проблемы.
«Во-первых, необходимо создать соответствующую инфраструктуру и систему управления отходами. Во-вторых, утилизационный сбор может повысить себестоимость товаров, так как затраты на утилизацию ложатся на производителей и предпринимателей. Также возникают вопросы делегирования некоторых функций государством частным лицам для переработки отходов», — отмечает эксперт.
«Важно, чтобы государство создавало условия для развития частных компаний по переработке отходов, поскольку не всегда государственные структуры могут справиться с этой задачей самостоятельно».
Заместитель исполнительного директора МДС Жанабиль Даулетбаев
Первоначально утильсбор был введен для автомобилей и сельхозтехники, а его ставки зависят от объема двигателя. По официальным данным с момента внедрения РОП переработка отходов увеличилась с 2 до 24 процентов. Эта система также охватывает упаковку, электронные и электрические устройства. Все средства от утильсбора распределяются по 14 направлениям, строго регулируемым экологическим кодексом.
Добавим, что в 2024 году петиция против утильсбора, собравшая 50 тысяч подписей, отклонена. Сегодня ставки утильсбора варьируются от $500 до $15 тысяч в зависимости от мощности двигателя, массы и коэффициента.
В Узбекистане с августа 2020 года также ввели утилизационный сбор на определенные виды колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов. Он был введен после отмены акцизного налога на ввоз легковых машин и сельхозтехники.
Сбор должны уплачивать физические и юридические лица при импорте или производстве ТС на продажу. Освобождаются от уплаты дипломатические транспортные средства, старинные авто и временно ввозимые машины. Ставки сбора зависят от категории ТС, года выпуска и объема двигателя, варьируясь от $700 до $38 тысяч.
Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году. Изначально его обязаны были уплачивать только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом, включая как юридических, так и физических лиц.
Производители из России и стран Таможенного союза (Казахстан и Беларусь) были освобождены от уплаты сбора, при условии, что они брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей. Однако с 2014 года это послабление отменили, и сбор стал обязательным для всех.
С 1 октября 2024 года утилизационный сбор на автомобили в России снова вырастет. В этот раз правительство планирует увеличить его на 70-85 процентов, что коснется только тех, кто ввозит автомобили на продажу. На данный момент базовая ставка утильсбора варьируется от 20 тысяч до 172 тысяч рублей.