Электронная коммерция в Кыргызстане составляет 5,3 процента розничной торговли

15:25, 22 октября 2023, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

Доля электронной коммерции в розничной торговле в Кыргызстане по итогам прошлого года составляла только 5,3 процента. Об этом сообщила консультант проекта цифровых финансовых услуг Международной финансовой корпорации (IFC) Ажар Мамбетова на форуме e-Commerce EXPO 2023.

По ее словам, есть четыре драйвера, которые влияют на развитие электронной коммерции. По итогам 2021-го 77 процентов населения КР имели доступ к интернету. Это лучший показатель в странах Центральной Азии. По другим показателям ситуация сложнее. Только 45,1 процента обладают достаточным уровнем финансовой цифровой грамотности, и только 10 процентов совершают покупки с использованием мобильного телефона.

Самый низкий показатель не только у Кыргызстана, но и у всех государств Центральной Азии, по индексу логистики. Туда входят логистика, таможенные процессы, трекинг и другие. У КР только 2,3 балла из 5.

«Да, во всех наших странах есть возможность получить товар быстро, особенно в крупных городах. Но все равно страдают регионы. Там есть проблемы с доставкой», — отметила Ажар Мамбетова.

Она также заметила: нельзя сказать, что государства региона сильно отстают в развитии e-commerce. Темпы роста этой сферы, доходность в ней повышаются. В странах Центральной Азии растут объемы потребительских кредитов по модели рассрочки BNPL. Это вид рассрочки, когда клиент может заплатить какую-то небольшую сумму сейчас, а остальное платит потом равными частями в течение определенного времени. Темп роста по таким платежам в среднем составляет 30 процентов. В Кыргызстане такой вид займов еще только начинает развиваться. По такой модели пытаются работать сейчас два коммерческих банка.

«Еще один тренд, который есть на сегодня в регионе Центральной Азии, — это размытие границ между финтехом и электронной коммерцией. Непонятно, это банк создал себе маркетплейс или электронная площадка, которая использует встроенные финансы. Создаются целые экосистемы. Для клиентов это хорошо в плане удобства. А бизнесу в этом случае нужно думать не только о наличии прямых конкурентов, но и о появлении конкурентов социальных сетей из других секторов. Но это в то же время большие точки роста. У нас есть возможность со всеми интегрироваться и расшириться», — заключила консультант проекта цифровых финансовых услуг.