10:00, 13 июля 2023, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Цифровизация в Кыргызстане — процесс долгий, сложный и пока не особо упрощающий жизнь жителям страны. В этом году «порадовали» энергетики. Чтобы сократить расходы на бумагу, они решили выставлять счета в приложении «Мой свет».
Полезная вроде затея почти сразу начала спотыкаться после запуска в столице.
Тысячи бишкекчан ничего не знали о нововведении и были весьма удивлены, когда им принесли предупреждение о возможном отключении света.
Редакция 24.kg разбиралась, зачем энергетикам электронные счета, будут ли носить бумажные квитки и как, вообще, теперь платить за свет.
В пилотных жилмассивах Бишкека электронные счета за свет стали внедрять еще в мае. В проект попали «Ак-Бата», «Ак-Тилек-1», «Ак-Тилек-2», «Кок-Жар», «Ала-Тоо» и «Мурас-Ордо». Жителям рассказали о приложении «Мой свет» и научили им пользоваться.
«Проект запущен в рамках цифровизации и сокращения использования бумажных квитанций. В нем приняли участие 9 тысяч 226 абонентов, из них более 90 процентов заключили дополнительное соглашение о переходе на электронные счета. В дальнейшем Бишкекское предприятие электрических сетей планирует внедрить электронные счета для абонентов по городу», — рассказали в компании.
Пилот признали успешным и решили распространить на весь Бишкек.
В начале июля, по данным ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана», дополнительные соглашения о получении электронных квитанций заключили 183 тысячи абонентов. При этом приложение «Мой свет» скачали 204 тысячи пользователей.
«Установка «умных» счетчиков и последовательный перевод абонентов на электронные счета квитанций позволят намного сократить расходы энергоснабжающей компании. К примеру, на распечатку бумажных квитанций, счетов оплаты тратится около 10 тонн бумаги в год. Также идут большие расходы на картриджи и содержание инспекторов (контролеров), число которых на сегодня составляет более 1 тысячи 300 человек. С внедрением процесса автоматизации все эти расходы возможно эффективно оптимизировать и направлять высвободившиеся средства на обновление подстанций и линий электропередачи», — объяснял инициативу министр энергетики Таалайбек Ибраев.
Энергетикам регулярно напоминают про большие расходы, которые стоило бы оптимизировать. Но то, что хорошо выглядит на бумаге, в обычной жизни пока доставляет неудобства.
Первые звонки стали поступать к концу июня, когда читатели 24.kg начали жаловаться на отсутствие счетов за свет.
К середине июля квитков люди так и не получили, зато им принесли предупреждение об отключении света за неуплату. Только тогда часть горожан узнала о массовом внедрении приложения «Мой свет».
«Я каждый день на работе допоздна. Своего контролера вижу редко. В этом месяце так и не дождалась бумажной квитанции за свет. Зато принесли уведомление, что электричество отключат за неуплату. Оказывается, нужно было смотреть данные через какое-то мобильное приложение», — пожаловалась жительница микрорайона «Аламедин-1».
С установкой тоже возникли проблемы. Из-за технических сбоев «Мой свет» просто пропал из App Store. Выходили из сложной ситуации кто как мог.
«У соседки было приложение. В нем можно добавить несколько адресов. Попросил добавить свой, чтобы хотя бы видеть, сколько оплатить надо. Понимаю, что новшества нужны, но не такими же методами. Неужели сложно было заранее оповестить, разместив объявление в подъезде, что бумажных счетов больше не будет?» — недоумевают читатели.
Остается открытым и вопрос о том, как платить за свет тем, у кого нет смартфонов. В первую очередь речь идет о пожилых гражданах. Они ведь просто не умеют пользоваться современными гаджетами.
В «Национальной электрической сети Кыргызстана» 24.kg рассказали обо всех особенностях внедрения электронных счетов. Первое, что стоит запомнить, — отказ от бумажных квитков продолжится. Проект будет распространяться на всю страну.
Но это не значит, что всех принудительно заставят пользоваться приложением «Мой свет».
«На электронные счета-квитанции переведены абоненты, с которыми заключено дополнительное соглашение к контракту на электроснабжение. В нем прописано согласие на переход на электронное обслуживание через мобильное приложение. Если абонент не имеет возможности или желания переходить на онлайн-счета, то ему будут приносить бумажные квитанции», — проинформировали в НЭСК.
Если дополнительного соглашения не заключали, а счета за свет нет, то он мог просто потеряться. Выяснить, что произошло, можно по телефону call-центра 105 или 12096.
Сбои в скачивании приложения могут быть связаны с работой мобильного интернета или из-за процесса технических настроек. Приложение «Мой свет» можно скачать в Play Market и App Store.
Чтобы зарегистрироваться в приложении, нужно указать свой лицевой счет и фамилию абонента.
Если возникли проблемы, то энергетики советуют звонить в круглосуточный call-центр по номерам: 1209, 105, 0772/0702/0556 00 12 09 или написать сообщение на WhatsApp по номеру 0556001209.
«Приложение «Мой свет» будет еще улучшаться и совершенствоваться с учетом предложений абонентов. Кроме того, в нем добавятся дополнительные функции, с помощью которых можно будет удаленно подавать онлайн-заявки на услуги компании», — заключили в НЭСК.