10:00, 12 июля 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Последние два года от представителей горнорудного сектора поступает все больше жалоб. Работать в секторе добычи полезных ископаемых становится практически невозможно. Международный деловой совет обеспокоен ситуацией.
Проблем накопилось немало: от рисков монополизации рынка недропользования до статуса Госгеологии, уполномоченного госоргана.
«Беспокоят инвесторов непоследовательность государственной политики и многие другие вопросы, которые могут привести к дальнейшему упадку нашей горнодобывающей промышленности. Стоит напомнить, что эта отрасль дает более 20 процентов налоговых доходов в госбюджет и создает более 20 тысяч прямых рабочих мест и в несколько раз больше — косвенных, причем в самых отдаленных, высокогорных и приграничных районах страны», — отметил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.
Обеспокоенность представителей отрасли вызвала норма по обязательной передаче минимум 30 процентов доли предприятий государству. Соответствующие поправки к закону о недрах подписал недавно президент Садыр Жапаров.
«Норма будет применяться к новым объектам. Но даже это значительно ухудшит инвестиционный климат отрасли и отпугнет потенциальных инвесторов. Неясно, на каких условиях государство будет получать 30-процентную долю в этих предприятиях», — говорит Аскар Сыдыков.
Нет и разъяснений чиновников о том, что государство взамен вложит в эти предприятия. Будет ли это освобождение от налогов, вклад в уставной капитал или предоставление техники. Или же это будет просто безвозмездная передача доли государству. В таком случае вряд ли это заинтересует добросовестных инвесторов. Неопределенность, отсутствие четких и понятных комментариев кабинета министров вызывает кривотолки среди общественности и в СМИ.
С 2021 года в Кыргызстане действуют нормы по выдаче лицензий госкомпаниям на месторождения без конкурса и аукциона. Бизнес считает, что это может привести к неэффективному использованию лицензионных объектов, снижению поступлений в госбюджет и коррупционным рискам.
Везде должна быть конкуренция. Задача государства — обеспечить не безусловное госуправление в горной добыче, а наибольшую эффективность при добыче полезных ископаемых.
Аскар Сыдыков
Глава МДС уверен, что только такой подход даст результат для экономики, бюджета и других направлений развития.
Но власти на этом не остановились. Сейчас у них новая идея. Госкомпании, которые занимаются недропользованием, предлагается освободить от уплаты бонусов и ставок сбора за удержание лицензий на право пользования недрами.
Возникает вопрос: будет ли это стимулировать госкомпании работать эффективно? Кроме того, эта инициатива тоже противоречит основам конкуренции и законодательству о конкуренции.
Еще одна проблема, с которой столкнулись недропользователи — планомерная работа по монополизации лабораторных исследований. Речь идет об инспекциях и анализах проб руд и концентратов драгоценных металлов. Уже вынесен на обсуждение проект постановления, которым предусматривается проведение всех этих инспекций и анализов исключительно государственной лабораторией.
Сейчас таких лабораторий несколько, в том числе частных компаний с мировым именем и стандартами деятельности.
Эксперты напоминают, что при отсутствии конкуренции есть риски снижения качества анализов руд и концентратов, скорости анализов. Вырастет стоимость и коррупционные риски при проведении анализов, потому что не к кому будет обращаться на альтернативной основе.
Предлагается монополизировать и рынок перевозки драгоценных металлов. Предусматривается, что это будет проведено исключительно государственным предприятием «Служба специальной связи».
По неясным причинам ограничен вывоз руд и концентратов драгметаллов на переработку за пределы страны.
«Здесь тоже нужно снимать ограничительные меры, потому что это влияет на производство. Могут нарушиться производственные цепочки, снизиться объемы и, соответственно, налоговые отчисления», — подчеркнул Аскар Сыдыков.
Инициативы кабмина могут плохо сказаться не только на бизнесе. Если государство возьмет на себя все перечисленные выше функции, то, соответственно, повысятся и расходы. Кроме того, снизится привлекательность отрасли для инвесторов. Возможны коррупционные риски, снижение качества ведения геологических и горных работ, стандартов экологической и технической безопасности.
К тому же в отрасли накопилось много других проблем, требующих оперативного решения. Прежде всего, это неясная и непоследовательная государственная политика в сфере недропользования.
Компании не знают, чего им ждать от законодательства.
К примеру, уже год идет обсуждение Горного кодекса. Но до сих пор неясно, каким он будет, когда будет принят и на каких условиях. Иногда некоторые нормы противоречат друг другу.
Много вопросов по статусу уполномоченного госоргана. Сейчас статус Госгеологии спустили до уровня департамента при Министерстве природных ресурсов. Причем в самом ведомстве совмещены противоречащие друг другу направления — охрана окружающей среды, лесное хозяйство, геология, горнодобывающая промышленность и несколько контрольно-надзорных функций бывшей госэкотехинспекции.
Скорее всего, в мире не существует таких практик, чтобы в одном министерстве совмещали и промышленность, и экологию. По крайней мере мы не нашли таких примеров.
Аскар Сыдыков
Поэтому неудивительно, что этот орган получает столько нареканий и вопросов от бизнеса. Уже больше года идут обращения о бездействии и бюрократии в ведомстве.
«Пора наладить нормальную, адекватную работу основного регулятора одной из приоритетных отраслей экономики. Бюрократия в недропользовании затягивает деловые процессы, рассмотрение планов горных работ, выдачу необходимых экспертиз, разрешительной документации. Чтоб изменить ситуацию, необходима оптимизация всех лицензионно-разрешительных процедур и цифровизация всех процессов. Чтобы максимально снизить контакт между предпринимателями, предприятиями и госорганами, документы выдавать в режиме онлайн в электронном формате», — отметил глава МДС.
За последние годы значительно выросло и налоговое бремя недропользователей. Да, в мировой практике этот сектор действительно должен платить больше налогов. Но система должна быть адекватной, чтобы не сделать деятельность отрасли нерентабельной, не отпугнуть добросовестных инвесторов.
С 2020 года в стране повышены размеры роялти, ставки налога на доходы золотодобывающих предприятий, вывозящих концентраты и руды драгметаллов. Беспрецедентно в сотни раз повышены ставки сборов за удержание лицензий. Бизнес надеется, что в ближайшее время они будут снижены — проект постановления уже прошел согласования, но до сих пор не принят. Тысячекратно повышены ставки сбора за пользование поверхностными водами.
Сейчас в госорганах рассматриваются предложения, которые могут увеличить налоговое бремя горнодобывающей отрасли.
«Нам и государству нужно определиться, по какому пути идти. Продвигать рыночную экономику, как в развитых странах — с минимальным вмешательством государства в экономику. Или придерживаться административно-командной, плановой системы, которая доказала свою несостоятельность в мировой практике. Пока мы видим больше проявлений второго направления не только в горнодобывающей отрасли, но и во многих других решениях», — заключил Аскар Сыдыков.